“ГИС-КОНТРОЛЬ” НА НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ РАБОТ ПО ИСПЫТАНИЮ ПЛАСТОВ В КОЛОННЕ
В.Г. Драцов ВНИГИК (АО НПП "ГЕРС")
В очередной раз, как повелось, популярный журнал “Каротажник” начинает обсуждение очень важной в актуальной темы - геофизического контроля испытаний нефтегазовых скважин.
В очередной раз импульсом, инициирующим дискуссию, становится масштабная статья известного геофизика Я.Н. Басина “Современное состояние и перспективы дальнейшего развития геофизических методов контроля испытаний нефтегазоразведочных скважин”.
В данном отклике рассматривается одно звено всей цепи проблем, затронутых в статье Я.Н. Васина, - от предварительных рекомендаций по выбору объектов испытаний на основе интерпретации материалов ГИС в открытом стволе до “ГИС-контроля” проперфорированного интервала.
В практике производства ГИС по результатам оперативной интерпретации составляется заключение, в котором обосновывается целесообразность испытания отдельных пластов либо группы пластов в пределах продуктивной пачки или продуктивного интервала.
Рекомендация по выбору объектов испытаний, базирующиеся лишь на данных комплекса ГИС в открытом стволе без учета качества крепления обсадной колонны и состояния цементного камня, являются предварительными.
Объекты, выделенные для испытаний в колонне, должны быть всесторонне геологически обоснованы и тесно увязаны с техническим состоянием обсадной колонны и качеством цементного кольца.
В случаях возникновения противоречий между геологической целесообразностью (необходимость испытывать именно данный интервал) и техническими обстоятельствами, не обеспечивающими чистоту опыта (некачественный цементаж обсадной колонны), и невозможности принятия компромиссного решения ремонтные работы неизбежны. Объем ремонтных работ, техника и технология их реализации обуславливаются геологическими задачами, решение которых возлагается на испытание в колонне. Контроль эффективности исполнения ремонтных работ осуществляется методами ГИС по специально разработанной для конкретного случая программе. Корректировка интервалов выделенных для испытания объектов либо объектов в целом проводится в зависимости от результатов ремонтных работ.
На втором этапе средствами ГИС обеспечивается привязка интервалов перфорации к намеченным интервалам вскрытия.
Необходимая точность привязки достигается адекватными условиями растяжения кабеля, эффективной технологией идентификации магнитных меток, информативностью “лоцман-методов” и др.
На третьем этапе осуществляется “ГИС-контроль” перфорации, который включает привязку фактического интервала перфорации к разрезу и обсадной колонне, оценку совершенства вскрытия пласта перфорационными отверстиями, степень разрушения цементного камня в зоне перфорации и за ее пределами.
Наиболее сложной и одновременно важной задачей для ГИС на данном этапе контроля является оценка совершенства вскрытия.
Полным решением задачи будет не только выявление наличия отверстий в результате перфорации, но и установление их кондиций с точки зрения достаточности образуемых каналов. На основе этих измерений будут созданы предпосылки для дальнейшего решения задач по оценке толщины работающих прослоев, входящей в формулу удельного коэффициента продуктивности и гидропроводности исследуемого пласта.
На основании “ГИС-контроля” перфорации принимается решение о необходимости дополнительных работ в скважине: проведения повторной перфорации, очистки зоны перфорации, выполнения ремонтных работ по восстановлению цементного кольца и др. Очевидно, дополнительные работы завершаются соответствующим “ГИС-контролем”.
Таким образом, с целью сведения к минимуму ошибок и исключения неоднозначности интерпретации результатов испытаний уже на начальной стадии проведения работ необходим всесторонний и последовательный “ГИС-контроль” технических операций, выполняемых в скважине.