К оглавлению

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ АВАРИЙ И ОСЛОЖНЕНИЙ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ КАРОТАЖНЫХ РАБОТ

Л.Я. Щербатов, Л.Г. Лебедь, В.И. Богатиков (Нежинская ЭГИС)

Предупреждение аварий и осложнений в промыслово-геофизическом производстве является важной и многоаспектной проблемой, всегда находящейся в поле зрения главного инженера и технической службы предприятия ГИС. При большом количестве производственных отрядов, широком наборе видов работ, применяемых методов и технологических операций повседневный контроль своевременности и качества проведения профилактических мероприятий является задачей весьма трудоемкой. Эта задача усложняется еще и тем обстоятельством, что специализированные нормативные документы по профилактике аварийности практически отсутствуют. Большое значение в этой работе имеет накопленный практический опыт, учитывающий конкретные условия проведения исследований в данном районе.

С целью облегчения контроля, учета и обобщения опыта предупреждения аварий, обучения молодых кадров, повышения технологической дисциплины, персонализации ответственности исполнителей, введения в определенной степени автоматического режима работ по предупреждению аварийности при ГИС в Нежинской экспедиции уже в течение порядка десяти лет применяется технологическая карта предупреждения аварийности.

Указанная технологическая карта по статусу является официальным документом, утверждаемым главным инженером экспедиции и обязательным к исполнению.

Периодически, по мере появления нового опыта или новых видов работ, изменения условий и т.д. технологическая карта пересматривается и переутверждается.

Какова структура этого документа?

Карта представляет собой таблицу со следующими графами:

Последняя редакция технологической карты содержит следующие разделы:

  1. Спуско-подъемное оборудование.
  2. Вспомогательное оборудование.
  3. Грузонесущий каротажный кабель.
  4. Скважинная геофизическая аппаратура.
  5. Методика работ в скважинах.
  6. Испытатели пластов на трубах.

В пределах каждого раздела оговорены конкретные мероприятия.

Для примера рассмотрим мероприятие 1.1 раздела 1.

Содержание мероприятия:

Визуальный осмотр частей направляющего и подвесного блоков на предмет отсутствия трещин, подвижности серег, надежности стопорения частей датчика натяжения, целостности деталей крепления направляющего блока к столу ротора, наличия люфта роликов.

Периодичность выполнения:

Перед каждой установкой на скважине.

Кто исполняет:

Каротажник, техник.

Кто контролирует:

Геофизик, начальник отряда.

Возможные последствия при невыполнении:

Обрыв подвесного и направляющего блоков.

Примечание:

Направляющий блок необходимо крепить к столу ротора, подроторной балке, фланцу фонтанной арматуры.

Всего технологическая карта содержит 38 обязательных к выполнению профилактических мероприятий.

Десятилетний положительный опыт использования технологической карты предупреждения аварийности в Нежинской ЭГИС позволяет рекомендовать этот опыт другим предприятиям ГИС.

Комментарий “Каротажника”

По нашему мнению, заслуживает внимания не только конкретное содержание описанного документа, в зависимости от специфики работы каждого предприятия оно может существенно варьироваться, - но и сам принцип, сама идея формализации требований к составу работ по профилактике аварийности и персонализации ответственности за их своевременное и качественное выполнение. Те организации, которые заинтересуются опытом НЭГИС и захотят получить копию технологической карты, могут обратиться либо непосредственно в экспедицию, либо в АИС.

Нам кажется, что профилактика аварий и осложнений при производстве геофизических работ, равно как и методы ликвидации этих аварий, - это та область деятельности предприятий ГИС, по которой обмен производственным опытом мог бы оказаться весьма полезным.

“Каротажник” готов предоставить страницы рубрики для материалов по "аварийной" тематике. Направленность этих материалов может быть различной:

В случае, если производственные организации ГИС проявят и интерес к затронутой проблеме, и готовность делиться своим опытом и своими соображениями, АИС могла бы взять на себя организацию разработки типовых нормативных документов, рекомендаций, альбомов КД на ловильные устройства и т. п.

Итак, рубрика “Производственный опыт” приглашает опытных “аварийщиков” и “противоаварийщиков” на свои страницы! Кто-то обозначит проблемы, кто-то предложит их решение.... Стоит попробовать.