С научно-практического семинара "Проблемы качества ГИС" (г. Тверь, 27 - 30 января 1997 г.)
КАЧЕСТВО ГЕОФИЗИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНО С ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКОЙ
В.П. Каташов АООТ "Нижневартовскнефтегеофизика"
Качество геофизических материалов должно рассматриваться в разрезе эффективности деятельности геофизического предприятия, которая находится в прямой зависимости от его финансового состояния. От финансовой устойчивости предприятия зависит обеспеченность квалифицированными кадрами, техническое и материальное обеспечение.
В условиях конкуренции, вызванной снижением спроса на геофизические услуги из-за уменьшения финансирования на капитальное строительство скважин, особенно в нефтерайонах, вступивших в позднюю стадию разработки, у "Заказчиков" возросли требования к качеству геофизических материалов, их полноте и достоверности.
По большому счету, на сегодняшний день практически ни одно геофизическое предприятие не в состоянии в полном объеме, на равных конкурировать с зарубежными фирмами из-за последствий экономических потрясений последних пяти лет.
Исчисляемая десятками миллиардов дебиторская и, что особенно прискорбно, кредиторская задолженность, которая со штрафами и пенями нередко значительно превышает дебиторскую задолженность, отсутствие средств для приобретения крайне необходимых технических ресурсов ставят перед геофизическими предприятиями серьезные проблемы выживания. Нависла серьезная угроза банкротства отдельных из них.
Одной из основных причин такого положения является низкая стоимость геофизических услуг.
Анализ деятельности предприятий показывает, что уровень оплаты за геофизические услуги занижен, как минимум, в 2 - 2,5 раза.
Единые районные единичные расценки (сборник ЕРЕР-90, утвержденный постановлением бывшего Госстроя СССР 29 декабря 1990 г.) учитывают сложившийся уровень затрат по состоянию на середину 1990 г. Размер заработной платы определяется по постановлению № 1115, стоимость материалов и основных средств учитывалась по соответствующим Прейскурантам цен, уровень накладных расходов учтен для районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока в размере 15%, для остальных районов - 14%, плановые накопления для всех нефтерайонов учтены в размере 8%.
В связи с существовавшими централизованными дотациями расценками не предусматривалась компенсация затрат на содержание находящихся на балансе геофизиков детских садов, жилого фонда, домов техники, спортивных сооружений, баз отдыха и других затрат социального назначения, а также затрат на разработку новой техники, аппаратуры, технологий, программного обеспечения.
Разработчики сборника не предполагали, что через год ситуация резко изменится.
До 1992 г. Центральная нормативно-исследовательская партия (ЦНИП) управления "Главнефтегеофизика", которая занималась разработкой нормативной базы, еще контролировала ситуацию и успела разработать методики расчета стоимости зарядочных комплектов и определения индекса удорожания геофизических работ. По ее расчетам и рекомендациям в 1991 г. проведена индексация стоимости работ по всем геофизическим предприятиям. С 1992 г. контролировать ситуацию стало некому в связи с постепенной ликвидацией ЦНИП.
Последующие структурные изменения в органах управления привели к нарушению единого хозяйственного механизма геофизических предприятий, оставили их решать свои проблемы один на один со своими "Заказчиками".
Пользуясь отсутствием правовой защиты, игнорируя попытки геофизических предприятий методом крайних мер в виде забастовок привлечь внимание к своим проблемам, нефтяники постепенно снижали свои затраты на геофизические исследования и размер текущей оплаты общей стоимости выполненных геофизических работ.
По состоянию на 1 января 1997 г. уровень индексации по геофизическим предприятиям колеблется от 4600 до 2500 по разным нефтерайонам и зависит, в большой степени, от субъективных факторов. Индекс 4500 применяется в Оренбургской области, 4600 - в Западной Сибири, 2720 - в республике Башкортостан, 2700 - в Западной Сибири.
Какова же реальная стоимость геофизических работ, включая обработку и интерпретацию?
По проведенным расчетам, в АООТ "Нижневартовскнефтегеофизика" индексация должна быть на уровне 7000 - 8000 относительно расценок по ЕРЕР-90.
Таким образом, уровень индексации, а следовательно, доходы от геофизических работ подавляющего числа предприятий занижены в 2,5 - 3 раза, что подтверждается следующими факторами:
Появилась новая скважинная аппаратура ВИКИЗ стоимостью 672 млн. руб., АКВ-1 стоимостью 82,9 млн. руб., ИМММ-73 стоимостью 56 млн. руб., гироскопические инклинометры стоимостью 475 млн. руб. и другая современная аппаратура, не учтенная расценками.
Несоизмеримо возросли доходы нефтегазодобывающих предприятий по сравнению с доходами геофизиков, что видно из таблицы сравнительного сопоставления увеличения стоимости реализации тонны нефти и коэффициента удорожания геофизических работ по Нижневартовскому району.
Налицо несоответствие увеличения стоимости геофизических работ и, соответственно, доходов увеличению стоимости реализации нефти. Это привело к тому, что удельный вес стоимости геофизических работ в проектно-сметной документации на строительство скважин в общей стоимости в базовых ценах сохранился на уровне 5 -10%, в то же время в действующих ценах составляет всего 1 - 2%.
Особенно катастрофичны последствия индексации 1991, 1992, 1993 гг.
Несколько в лучшем положении находятся геофизические предприятия, вошедшие в свое время в состав нефтяных компаний, которые вынуждены производить инвестирование приоритетных направлений геофизических работ, решая, в первую очередь, вопросы повышения эффективности и качества, сводя к минимуму у геофизиков кредиторскую задолженность различных уровней, в том числе и по обязательствам перед государством.
Попытки геофизических предприятий, не входящих в нефтяные компании, нормализовать удельный вес стоимости своих услуг в общих затратах "Заказчиков" наталкиваются на их яростное сопротивление.
Исходя из затратного принципа оценки финансового состояния геофизических предприятий, "заказчики" требуют всевозможные расчеты, подтверждающие документы, что противоречит всякой логике и здравому смыслу, и в одностороннем порядке принимают решение о снижении уровня предлагаемой индексации. Срабатывает принцип "сколько хотим, столько и дадим", при этом "Заказчик" сравнительно регулярно выплачивает заработную плату своему коллективу, производит различные социальные выплаты и, нередко, выплачивает дивиденды.
Иногда в одном районе или при работе на одном месторождении одинаковый комплекс исследований расценивается по нескольким ценам, число которых равно количеству "Заказчиков".
Сколько бы ни говорилось о качестве геофизических материалов, эту проблему не решить без урегулирования взаимоотношений "Заказчик - Подрядчик" по вопросам ценовой политики на государственном уровне.
Что предлагается:
Вопрос приведения в соответствие стоимости выполняемых геофизических услуг решать на уровне Министерства топлива и энергетики. Для этой цели необходимо создать инициативную группу из специалистов, а такие специалисты есть, на базе экономической службы одного из геофизических предприятий, которой поручить разработать методику, программное обеспечение, отслеживать изменения цен и по истечении учетного периода представлять обоснованные расчеты уровней индексации или расценок в Министерство топлива и энергетики. Экспертное заключение по расчетам может давать институт ВНИИОЭНГ. Организацию этой работы и ее курирование поручить отделу промысловой геофизики Управления геологоразведочных и геофизических работ Минтопэнерго РФ.
Индексация или расценки должны быть согласованы с Управлениями добычи, бурения и утверждены Заместителем Министра, курирующим геофизические работы; они должны стать обязательными для всех нефтегазодобывающих и геофизических предприятий.
Почему ставится так вопрос?
Убежден, что стоимости геофизических работ по нефтерайонам должны быть одинаковыми в связи с жесткой регламентацией самих работ из-за ограничений по разрешающей способности скважинной и наземной геофизической аппаратуры и оборудования, начиная с подготовительно-заключительных, вспомогательных работ, проведения спуско-подъемных операций, исследований.
Подготовительная работа по нормативной базе проведена силами экономической службы АООТ "Нижневартовскнефтегеофизика" совместно с рядом геофизических предприятий и с институтом ВНИИОЭНГ. Нормы времени обобщены в сборнике "Межотраслевые нормы времени на геофизические исследования в скважинах, пробуренных на нефть и газ", утвержденном Министерством труда и социального развития РФ (Постановление № 20 от 19 декабря 1996 года). Трудозатраты определены сборником "Элементные сметные нормы на геофизические исследования в скважинах, пробуренных на нефть и газ".
Особенность цен на геофизические услуги состоит в том, что где бы работы ни проводились, базовая стоимость их одинакова. Отличие в ценах по нефтерайонам заключается в нормах транспортно-заготовительных расходов и величине районных и северных надбавок.
Таким образом, на местах геофизическим предприятиям останется согласовывать с "Заказчиками" только размер накладных расходов и плановых накоплений.
При такой постановке вопроса все предприятия будут в одинаковых условиях, особенно имеющие на своем балансе детские сады, общежития, жилой фонд, дома техники и т. д.
Возможно, в настоящей статье не все бесспорно. Я старался затронуть один из основных вопросов жизнедеятельности геофизических предприятий, от решения которого зависит и качество геофизических материалов.
Проблема назрела, и ее необходимо срочно решать.
Год |
Стоимость 1 тонны нефти, руб. |
Коэффициент удорожания нефти |
Среднегодовой коэффициент удорожания ГИС |
Увеличение относительно 1990 г. |
Увеличение относительно предыдущего года |
||
На 1.01 |
На 31.01 |
Относительно 1990 г. |
Относительно предыдущего года |
||||
1990 |
23 |
23 |
1 |
- |
1 |
1 |
|
1991 |
23 |
448 |
19,5 |
19,5 |
1.32 |
1,32 |
1,32 |
1992 |
448 |
20040 |
871,3 |
44,7 |
22,6 |
22,6 |
17,1 |
1993 |
20040 |
78000 |
3391 |
3,9 |
199,2 |
199,2 |
8,8 |
1994 |
78000 |
125000-155000 |
5435-6739 |
1,6-2,0 |
647,7 |
647,7 |
3.3 |
1995 |
125000-155000 |
360000-400000 |
15652-17391 |
2,3-2,6 |
2159,4 |
2159,4 |
3,3 |
1996 |
360000-400000 |
480000-500000 |
20870-21739 |
1,2-1.4 |
3064 |
3064 |
1,4 |