К оглавлению журнала

В КНК СССР

О причинах невыполнения государственного заказа по добыче нефти производственным объединением “Варьеганнефтегаз”

Комитет народного контроля СССР с привлечением специалистов отрасли изучил причины систематического невыполнения планов и государственного заказа по добыче нефти ПО Варьеганнефтегаз Миннефтепрома.

В 1988 г. государственный заказ по добыче нефти в целом по министерству с учетом централизованных поставок недовыполнен на 1,2 млн. т. В текущем году положение еще более осложнилось. За январь – май потребителям недопоставлено 3,6 млн. т, в том числе по госзаказу – около 1500 тыс. т. Наметилась тенденция снижения объемов добычи нефти.

Объединение Варьеганнефтегаз, входящее в состав Главтюменнефтегаза, создано в 1985 г. с годовым объемом добычи 33,5 млн. т нефти. За истекший период объединение ни разу не выполнило планов. В 1989 г. плановые задания по добыче нефти уменьшены до 30,3 млн. т. Однако и эти заниженные объемы не выполняются. За три года и пять месяцев 1989 г. народному хозяйству недопоставлено 13,7 млн. т, в том числе за январь – май – 3,5 млн. т.

Руководители главка и объединения, оправдывая невыполнение государственных планов и заказов, ссылаются в основном на ошибки, допущенные при утверждении ГКЗ СССР начальных извлекаемых запасов нефти на пяти разрабатываемых месторождениях. По их мнению, фактические запасы нефти меньше утвержденных на 36%.

Однако Мингео и ГКЗ СССР эти заявления не поддерживают и не вносят предложений о пересмотре утвержденных первоначальных промышленных запасов нефти.

Как показывают проверки, главными причинами систематического невыполнения объединением государственных планов и заказов по добыче нефти являются серьезные нарушения и многочисленные отступления от проектов, бесхозяйственное использование эксплуатационного фонда скважин и других объектов обустройства месторождений.

По отчетным данным, на 1 апреля 1989 г. в объединении Варьеганнефтегаз числится на балансе 2371 эксплуатационная скважина, из них 1800 находятся в работе, 458 (19,2 %), длительное время бездействуют и 113 простаивают в ожидании обустройства, освоения и ремонта.

Особенно плохо используется эксплуатационный фонд скважин на Северо-Варьеганском и Тагринском нефтяных месторождениях, где из имеющихся 1060 скважин бездействует почти половина. Если учесть, что в январе – марте 1989 г. среднесуточный дебит одной скважины на этих месторождениях составлял 35 т, то только за I квартал из-за простоев потеряна возможность добыть дополнительно около 1,5 млн. т.

Следует также отметить, что простаивающих скважин значительно больше, чем показывается в отчетах. Только на пяти промыслах в ходе проверок выявлено бездействующих 64 скважины, которые в отчетах числились как работающие. Чтобы скрыть простои по ним приписывалась добыча нефти по 2–3 т/сут.

Миннефтепром с целью создания видимого благополучия необоснованно увеличил на I квартал 1989 г. норматив бездействующих скважин с 4,2 в 1988 г. до 15,8 %, или почти в 4 раза. Это не только не мобилизует трудовые коллективы на более полное использование имеющихся резервов и возможностей увеличения добычи нефти, но и создает условия для бесхозяйственности и расточительства. Увеличение в 4 раза количества простаивающих скважин привело к потере добычи около 800 тыс. т нефти.

Положение осложняется еще и тем, что на разрабатываемых объединением месторождениях до сих пор не построены 390 (14,4 %) скважин, предусмотренных проектами, не вовлечено в разработку почти 40 % извлекаемых запасов нефти.

В то же время на балансе буровых организаций, работающих на месторождениях объединения, числятся 134 скважины, длительное время простаивающие в ожидании освоения, обустройства и устранения последствий аварий. Кроме того, на Тагринском месторождении более года назад законсервированы как малодебитные 76 скважин, на строительство которых израсходовано 30 млн. руб. По расчетам специалистов, если на этих скважинах провести работы по интенсификации притока нефти, то можно получить дополнительно не менее 400 тыс. т нефти в год.

Серьезным тормозом в увеличении объемов добычи нефти являются низкий уровень технологической дисциплины, несоблюдение требований проектов разработки, плохая организация ремонтных работ и недостаточная эффективность экономической заинтересованности трудовых коллективов.

За 1988 г. на пяти месторождениях в продуктивные пласты закачано 159 млн. м3 воды, что в 1,6 раза больше, чем предусмотрено в проектах и в 2,6 раза больше, чем отобрано пластовой жидкости. Непроизводительные затраты превысили 29 млн. руб. В ряде мест закачка воды для поддержания пластового давления производится по существу без учета и контроля. Сегодня почти во всех горизонтах пластовое давление на 0,5–1 МПа превышает начальное. Все это создает дополнительные осложнения при бурении и ремонте, приводит к преждевременному обводнению и прекращению фонтанирования скважин.

За 1988 г. обводненность продукции действующих скважин в целом по объединению увеличилась в 1,5 раза и достигла 66,5 вместо 41,4 % по проекту. Почти из 300 скважин добывается нефть, обводненность которой превышает 98 %. При добыче менее 2 % нефти из недр извлекается 12 млн. м3 воды в год, на что бесполезно расходуется более 4 млн. руб. Только по проверенным 64 скважинам, находящимся из-за высокой обводненности в бездействии, недополучено около 6 млн. т нефти.

Большие потери в добыче нефти допускаются в результате низкого качества строительства и неудовлетворительного профилактического обслуживания скважин. На 1 апреля 1989 г. в объединении эксплуатировалось 100 скважин с заколонными перетоками воды из водоносных горизонтов в нефтяную залежь. Более 120 скважин с суточным дебитом 1500 т простаивают из-за полной закупорки парафином. Почти четверть замерных установок требует ремонта или замены.

Плохой учет и обслуживание, низкий охват скважин гидродинамическими исследованиями (продуктивность, пластовые и забойные давления, другие параметры) не позволяют установить оптимальный режим их работы. На многих скважинах, оборудованных ЭЦН и переведенных на газлифтный способ эксплуатации, по этим и другим причинам ежесуточная потеря добычи составляет 1700 т нефти.

Значительные простои скважин происходят в результате несвоевременного и некачественного ремонта. На 1 апреля 1989 г. на разрабатываемых месторождениях объединения только в ожидании ликвидации аварий и замены глубинно-насосного оборудования бездействует более 250 нефтяных скважин. Сейчас в объединении имеется 93 ремонтных бригады. Труд их, как показывают проверки, организован плохо. За январь – март 1989 г. каждая бригада простояла в среднем 15 сут главным образом из-за несвоевременного подвоза труб, оборудования, инструмента, цемента и других материалов. По этой же причине допускаются брак и повторные ремонты, не отремонтировано более 300 скважин.

Крайне медленно ведутся работы по переводу скважин на газлифт. Только из-за задержки строительства компрессорной станции № 1 до сих пор не переведено на прогрессивный способ эксплуатации 220 скважин, из-за чего теряемая добыча составляет 5 тыс. т/сут.

В работе ряда буровых предприятий по-прежнему основным экономическим показателем является метр проходки, а не дебит скважины. Приемка скважин на баланс промыслов нередко производится формально, без получения проектных параметров. В прошлом году и I квартале 1989 г., например, принята 51 нефтяная скважина с заколонными перетоками воды. Однако буровым бригадам за досрочное и качественное строительство выплачена премия в сумме 74 тыс. руб.

Миннефтепром и Главтюменнефтегаз не приняли должных мер по более полному использованию имеющихся в объединении резервов и возможностей для увеличения объемов добычи нефти и улучшению его финансового положения, пустили эту работу по существу на самотек.

Пользуясь бесконтрольностью и попустительством со стороны министерства и главка, руководители объединения в марте 1989 г. самовольно уменьшили государственный заказ на 1989 г. по добыче нефти на 8,2 млн. т или на 26 %, и попутного нефтяного газа – на 1220 млн. м3 или на 20 %. В результате такой корректировки плановая прибыль, по расчетам объединения, уменьшилась на 245 млн. руб. или на 75 %. Чтобы увеличить фонд экономического стимулирования, объединение уменьшило норматив отчислений в бюджет от расчетной прибыли с 14,1 до 8,4 %, полностью исключило плату за фонды. Кроме того, им увеличен на I квартал норматив образования фонда заработной платы до 3 руб. 52 коп. на 1 т добытой нефти, или почти в 1,6 раза больше, чем предусматривалось пятилетним планом. Это позволило при невыполнении госзаказа по добыче нефти выплатить работникам промыслов премий более чем на 500 тыс. руб.

Крайне неудовлетворительно решаются социальные проблемы. В г. Радужном не хватает жилья, школ, клубов, больниц, детских садов и яслей, объектов торговли и бытового обслуживания. В списках очередников на улучшение жилищных условий числится 9 тыс. семей нефтяников и буровиков. Многие из них живут во времянках и балках. Однако должных мер по наращиванию темпов строительства жилья и других объектов социальной сферы руководством Главтюменнефтегаза и министерством не принято. Хуже того, выделяемые на эти цели средства систематически не осваиваются.

От редакции. Прошло девять месяцев 1989 г. За этот период страна недополучила к заданию 15 млн. т нефти и конденсата. В сравнении с соответствующим периодом 1988 г. добыча нефти и конденсата снизилась на 12 млн. т. Основная доля отставания приходится на районы Западной Сибири. Некоторые руководители добывающей отрасли по-разному объясняют создавшееся тревожное положение, находя основные причины за пределами своего ведомства.

Редакция журнала обращается ко всем специалистам и ученым активно включиться в обсуждение вопросов, связанных с возможным увеличением уровня добычи нефти. Нельзя считать нормальным падение уровня добычи нефти, что серьезно влияет на экономику страны.