К оглавлению журнала

УДК 553 98 553 048 003 13

© Г.А. Алексин, К.Н. Миловидов, 1990

О совершенствовании методов экономической оценки нефтегазовых ресурсов и запасов месторождений

Г.А. АЛЕКСИН (ВНИГНИ), К.Н. МИЛОВИДОВ (МИНГ)

Геолого-экономическая оценка ресурсов нефти и газа необходимый этап в определении оптимальных темпов воспроизводства их запасов. Разработка методики оценки ресурсов и запасов УВ позволяет улучшить обоснование проектно-плановых решений при подготовке и эксплуатации запасов нефтяных и газовых месторождений, но многие вопросы остаются дискуссионными. В первую очередь это относится к методам учета фактора времени, определения замыкающих затрат и ценности конечной продукции, к оценке суммарного народнохозяйственного эффекта в условиях риска и неопределенности.

При системном подходе к экономической оценке ресурсов, использованном в методиках и при решении разнообразных задач, следует рассмотреть принципиальные их недостатки и упущения.

1. Экономическая оценка ресурсов нефти и газа, проводимая для крупных таксономических единиц (НГП, НГО), может быть связана со значительными изменениями в структуре производства и потребления УВ-сырья отдельными регионами, существенным изменением уровня развития их производительных сил. Применение в этих условиях показателей замыкающих затрат в качестве измерителя экономической ценности единицы УВ-сырья является некорректным, поскольку они предназначены для оценки продукции в условиях относительно малых изменений ее выпуска при сложившейся структуре производства и потребления.

Еще менее оправдана практика использования неизменных во времени замыкающих затрат. Нетрудно показать, что в этом случае оптимальной является стратегия чрезмерно высоких темпов освоения ресурсов, приводящая к быстрому их истощению.

Более корректен макроэкономический подход на основе моделей межотраслевого баланса, который позволяет учесть структурные сдвиги в энергопроизводстве и потреблении. Очевидно, что такие оценки требуют специального, весьма трудоемкого анализа.

2. Методы расчета затрат на освоение нефтегазовых ресурсов не учитывают “потребительную стоимость” запасов и соответствующую им “ренту истощения”, обусловленную их невоспроизводимым характером. Дополнительные (косвенные) затраты вследствие истощения ресурсов могут достигать величины, равной 5060 % от стоимости нефти (газа).

3. В методике [1] не получили освещения факторы народнохозяйственного и регионального уровней, в значительной мере определяющие экономическую значимость осваиваемых ресурсов. В первую очередь это относится к анализу условий производства и реализации нефти, газа и продуктов их переработки: наличие производственно-транспортной инфраструктуры, нефтегазоперерабатывающих заводов, относительная плотность потребления УВ-сырья и продуктов его переработки, расстояние от места добычи до центров потребления, степень развития социальной инфраструктуры, обеспеченность трудовыми ресурсами и т. д. В районах нового освоения, особенно в труднодоступных или экстремальных условиях, затраты, сопутствующие развитию нефтегазодобычи, составляют значительную часть (до 40 % и более) совокупных затрат на производство нефти и газа.

4. Экономическая оценка по отдельным объектам должна базироваться на реальных условиях их хозяйственного освоения. Действительно, экономический эффект от освоения ресурсов, рассчитанный исходя из уровня замыкающих затрат, существенно превышающих уровень цен на нефть и газ, на практике не может быть реализован, так как ни одно предприятие не станет извлекать нефть с издержками, превышающими цену реализации. Поскольку, кроме прямых расходов на добычу, предприятие должно выплачивать налоги, промышленное освоение ресурсов окажется невыгодным, если сумма затрат и налогов превышает уровень оптовых цен.

Народнохозяйственный эффект достигается через систему реальных потоков денежных поступлений, регулируемых такими рычагами, как уровень цен, норма дисконта, процент за кредит, налоговые ставки и т. д. Поэтому конструкция замыкающих затрат может приводить к искажению экономической оценки ресурсов при существенном ее отличии от уровня действующих цен. Поскольку замыкающие затраты играют роль оптимальных оценок, задачей плановых органов является максимальное сближение оптовых цен и замыкающих затрат, т. е. “настройка” хозрасчетного механизма на оптимальное народнохозяйственное функционирование. Очевидно, что такая настройка осуществляется не только через систему цен, но и всю систему народнохозяйственного регулирования производства (налоговую, кредитно-финансовую политику, установление нормативов эффективности). В качестве иллюстрации приведем расчетную формулу экономического эффекта от освоения запасов нефтяного месторождения. Интегральный дисконтированный чистый доход (ДЧД) в реальных условиях хозяйствования определяется выражением

 

где Т период разработки и эксплуатации месторождения; t – текущий год; Рtцена нефти в году t; qtгодовая добыча; Qjизвлекаемые запасы j-го месторождения; Kt(Qj) – капиталовложения в разработку запасов Qj в году t; Ккр сумма кредитных средств для финансирования капиталовложений; Нt налоговые отчисления в году t, определяемые объемом добычи qt и вычисленной прибыли Пt; Вкр годовая сумма возмещения кредита и процентов; St(Qj) – эксплуатационные расходы в году t по месторождению с запасами Qj; Е норматив дисконтирования (“цена” капитальных вложений).

Очевидно, что расчет по этой формуле дает результаты, не совпадающие с экономической оценкой ресурсов нефти и газа. Последняя определяется величиной дифференциального рентного дохода (к которому следует прибавить “ренту истощения” [3]). Через систему налогообложения он изымается в бюджет, формируя общую сумму денежных поступлений от освоения нефтегазовых ресурсов.

Различие в уровне оптовых цен и замыкающих затрат является не единственным источником несовпадения интересов народного хозяйства и локальных производственных единиц. В этом же направлении действует, например, различие в народнохозяйственной норме дисконта и нормативе приведения разновременных денежных потоков, которые будет использовать предприятие. Очевидно, что ориентация на величину народнохозяйственного норматива приведения будет приводить к выбору проектов освоения ресурсов, неоптимальных с точки зрения предприятий, которые руководствуются такими показателями, как процент за кредит, динамика цен на материально-производственные ресурсы, предельно допустимая норма рентабельности вложений и др. Поэтому важно, с одной стороны, обеспечить согласование нормативов приведения для народнохозяйственного и локального уровней, с другой оценить степень чувствительности результатов оценки к принятой норме дисконта (процентной ставке).

5. Предложенные методы экономической оценки ресурсов не рассчитаны на широкий круг задач, которые перечислены в методике [1, 2]. На их основе получают оценку ресурсов нефтегазоперспективных территорий, не зависимую от конкретных условий освоения (начала, очередности, темпов, применяемой технологии, методов и т. д.). Поэтому ее результаты могут быть использованы лишь как основа для предварительной классификации ресурсов и составления кадастра территорий. В таком виде она не пригодна для решения задач оптимизации процесса освоения или определения предельных значений геолого-промысловых параметров. Эти задачи требуют не только более детальной информации, которая обычно отсутствует на стадии оценки перспективных и прогнозных запасов, но и принципиально иного подхода к расчету основных показателей, поскольку при этом необходимо рассматривать не средние, как это сделано в методике [2], а приростные (предельные) значения экономических параметров в их динамике.

6. Экономическая оценка ресурсов неразрывно связана с процессом прогнозирования и планирования ГРР и добычи. Выбранной модели и варианту плана освоения ресурсов соответствует определенная экономическая оценка. Планирование ГРР многошаговый адаптивный процесс, поэтому экономический эффект от освоения ресурсов следует рассматривать как оценку ожидаемых результатов на некотором этапе реализации перспективных планов ГРР.

При изменении очередности и темпов освоения объектов меняется и экономическая оценка ресурсов, которая, в свою очередь, используется для выбора приоритетных направлений ГРР. Процедура должна быть итеративной; получаемая на основе экспертной оценки альтернативных направлений ГРР предварительная экономическая оценка ресурсов отдельных районов и объектов является исходным моментом для выбора эффективных направлений, которые корректируются по мере поступления новой информации, позволяющей уточнить или пересмотреть экономическую оценку объектов, полученную на предыдущем шаге. Этот процесс может быть реализован в рамках экспертной модели перспективного планирования ГРР.

Планируемые темпы ведения работ определяют сроки освоения ресурсов и, следовательно, их капитализированную денежную оценку. При прочих равных условиях увеличение темпов освоения приводит к росту экономической оценки. Но более высокие темпы требуют больших капиталовложений, поэтому результат неоднозначен и при расчете экономической оценки запасов сначала необходимо определить оптимальные сроки их эксплуатации.

7. Экономическая оценка ресурсов относительна не только по соображениям зависимости от стратегии ГРР и добычи (очередности освоения, сроков, направлений, методов), вероятностного характера геолого-геофизической и промыслово-технологической информации или изменения экономической конъюнктуры (цен и спроса на нефть и газ, темпов НТП), но и в силу альтернативного характера получения единицы УВ-сырья. В самом деле, если для заданного плана добыча 1 т нефти, получаемой на открываемых месторождениях, обходится дороже, чем дополнительная тонна на эксплуатируемых месторождениях, то проведение ГРР на рассматриваемых объектах нецелесообразно и ресурсы получают отрицательную оценку. Поскольку стоимость добычи на известных месторождениях функция накопленной добычи и ее темпов, то соответственно и экономическая оценка ресурсов (запасов) планируемых к открытию месторождений непрерывно меняется, т. е. является динамической или зависимой от времени (накопленной добычи).

Оперировать понятием абсолютной оценки ресурсов возможно при таком регламенте их освоения, который задается конкретными производственно-техническими, финансовыми и экономическими характеристиками предприятий, осуществляющих поиски, разведку и разработку месторождений. Сложность, однако, состоит в том, что современная организационно-управленческая структура не адекватна задачам комплексного и эффективного освоения ресурсов. Кроме того, отсутствует достаточно обоснованная калькуляционная схема расчетов стоимости подготовки запасов и ее включения в совокупные затраты освоения. Решение этих задач позволит оценить величину потенциального эффекта от реализации перспективного плана ГРР, который определит экономическую оценку ресурсов, вовлекаемых в промышленное освоение. Максимум абсолютной оценки, совпадающий в этом случае с суммарной величиной дисконтированного дохода предприятия с учетом отчислений в бюджет, может не достигаться из-за ограничений на капиталовложения. Поскольку цена нефти существенно ниже замыкающих затрат, а те, в свою очередь, меньше оптимальной оценки нефти (спрос существенно выше предложения), то и потенциальная (теоретически оптимальная) ценность ресурсов выше величины ее реализации, полученной в рамках оптимальной производственной программы предприятия, эксплуатирующего ресурсы нефти и газа.

8. Основные параметры освоения нефтегазовых ресурсов имеют вероятностный характер, поэтому модель экономической оценки ресурсов должна соответствовать используемой информации. В методике [21 не учитывается принципиально стохастическая природа исходной информации и поисково-разведочного процесса, позволяющего переводить ресурсы в подготовленные запасы (актив добывающих предприятий). Очевидно, что использование однозначных экономических оценок ресурсов (запасов) еще менее обосновано, чем однозначные оценки величины запасов, поскольку к неопределенности последних добавляется спектр неопределенности, свойственной геолого-экономическим параметрам поисково-разведочного процесса и разработки месторождений.

Поэтому необходимо разработать модель экономической оценки ресурсов, отражающую наиболее существенные характеристики неопределенности в оценке запасов и параметрах производственно-экономической системы, реализующей их экономический потенциал.

9. В методике [1] не проведено четкого разграничения между методами экономической оценки ресурсов (запасов), осуществляемой на различных этапах и уровнях управления. Отсюда известная несогласованность в характере решаемых задач и требуемой для этого информации. Так, задачи, решаемые на основе методики, в основном соответствуют этапу предпланового обоснования ГРР. На этом уровне ведомства и проектные организации могут оперировать достаточно агрегированными показателями объемов проектируемых работ, затрат и ожидаемых приростов запасов и уровней добычи. Оценки капитальных и эксплуатационных затрат являются весьма приближенными, и разбивка их по отдельным статьям расходов при значительной неопределенности в оценке запасов и добычных возможностей представляется неоправданной. Это касается и весьма детализированных формул для расчета добычи по программе “Кадастр”.

На наш взгляд, следует выделить следующие стадии и этапы экономической оценки ресурсов.

I стадия агрегированная оценка. Прогнозная экономическая оценка осуществляется на базе сильно агрегированной информации, когда не представляется возможным с достаточной точностью распределить перспективные и прогнозные ресурсы по локальным объектам (залежам и месторождениям) с указанием их количества и величины запасов. Эту оценку осуществляют научно-исследовательские и проектные организации, и она используется для выбора долгосрочной стратегии развития нефтяной и газовой промышленности.

II стадия дезагрегированная (пообъектная) оценка. В этом случае возможно провести дифференциацию ресурсов по классам крупности и их приуроченности к различным этажам поисков и разведки. Для определения их выявляемости (последовательности открытия объектов различных классов) и прогноза основных характеристик объектов (статистических параметров выявляемых залежей) используются геолого-математические модели.

Информация об объемах работ, их успешности, величине затрат выражается не средними, а индивидуальными (пообъектными) показателями. На этой стадии выделяются два этапа: 1) прогнозная оценка объекта поисков, 2) прогнозная оценка объекта разведки.

При выборе проектов капиталовложений в процессе ГРР экономическую оценку на этих этапах должны проводить объединения, ведущие разведку и разработку месторождений. Экономическая оценка может осуществляться региональными научно-исследовательскими и проектными организациями по заказу объединений.

III стадия оценка месторождений как объекта эксплуатации. Подразделяется на два этапа: 1) предплановая оценка на момент ввода месторождения в разработку, 2) текущая (планируемая) экономическая оценка в процессе эксплуатации.

На первом этапе задача сводится к оценке проектов капиталовложений в разработку по критерию максимума народнохозяйственного (хозрасчетного) эффекта, на втором определяется текущая (остаточная) экономическая оценка в условиях, когда основные капиталовложения уже проведены. Специальным вопросом является определение остаточной стоимости производственных фондов, которая может быть весьма значительной.

Экономическая оценка, производимая на II и III стадиях, служит основанием для принятия решений производственного характера: определения целесообразности постановки поискового бурения, разведки месторождения, последующего ввода его в разработку, интенсивности капиталовложений, доли забалансовых, рентабельных и высокорентабельных месторождений и т. д. В таком случае критерии экономической оценки позволяют исследовать различные исходы принимаемых решений в условиях меняющейся ценовой, налоговой и процентной политики, проводимой центральными органами управления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Временная методика экономической оценки прогнозных и перспективных ресурсов нефти // Обзор. Сер. Нефтегаз. геол. и геофиз. М.: ВНИИОЭНГ.– 1986.
  2. Методические рекомендации по применению “Временной методики экономической оценки прогнозных и перспективных ресурсов нефти”. М.: Изд. ВНИГРИ.– 1988.
  3. Миловидов К.Н. Вопросы экономики геологоразведочных работ и рационального использования ресурсов нефти и газа // Советская геология.– 1988.– № 6. С. 37–46.

Abstract

The main trends for a further improvement in methods for economic evaluation of oil and gas resources are reviewed. Disadvantages of the existing evaluation procedures – not taking account of depletion rent, static character of ultimate costs, and the absence of an alternative approach – have been investigated. Determined are the various steps and stages in resource and reserve economic essessment and the dirictions of its use when making project-planned decisions.