К оглавлению

УДК 550.8:334.75

 

© О.Л. Кузнецов, Я.Н. Басин, Ф.З. Хафизов, 1991

Геологоразведочная отрасль в современных условиях и функционирование «Геосистемы»

О.Л. КУЗНЕЦОВ, Я.Н. БАСИН, Ф.З. ХАФИЗОВ (ВНИИгеоинформсистем)

Наша отрасль, как и вся страна, живет в условиях неопределенности хозяйственного механизма и организационных форм управления. Происходящие процессы в экономике, именуемые переходом к рыночным отношениям, позволяют прогнозировать лишь общие тенденции, но не будущую конкретную форму организации отрасли. Рассмотрим эти тенденции для выработки новых подходов и внесения изменений в стратегию простроения «Геосистемы», цели и основные задачи которой нам представляются и сегодня стратегически правильными и не зависящими от изменений в хозяйственном механизме и организационных формах отрасли. Однако тактику построения «Геосистемы», первоочередные задачи и приоритеты на ближайшую перспективу надо немедленно пересмотреть.

Существующие негативные тенденции в отрасли отрицательно влияют на построение «Геосистемы». Они связаны, во-первых, с уменьшением объемов финансирования отрасли в результате кризисного состояния экономики страны. Следствием этого будет, безусловно, уменьшение финансирования работ по созданию «Геосистемы». Во-вторых, в новых организационных формах, направленных на децентрализацию руководства отраслью и расширение самостоятельности производственных территориальных организаций, уже проявились отрицательные черты, дальнейшее развитие которых может иметь катастрофические последствия для геологической отрасли. Прежде всего, это резкое изменение отношения геологических организаций к геоинформации, которую они производят. Неожиданно для них выяснилось, что их геоинформация на международном рынке является богатейшим товаром, щедро оплачиваемым в свободно конвертируемой валюте иностранными фирмами. В настоящее время вокруг этого товара возник ажиотаж. Первая реакция территориальных геологических организаций всех уровней на эту ситуацию - наложить запрет на передачу своей геоинформации кому бы то ни было. Каналы передачи информации стали повсеместно перекрываться. Центр фактически подвергается информационной блокаде со стороны его периферийных территориальных организаций, и их возросшая независимость способствует развитию этой тенденции.

Ярким примером может служить ситуация в бывшем региональном центре Главтюменьгеология. Известно, что к началу работ над созданием «Геосистемы» в Главтюменьгеологии уже была создана своя региональная мини-геосистема, объединяющая большинство ПГО Главка. После создания концерна Тюменьгеология эти каналы связи стали использовать все реже, и региональная «Геосистема», организованная ГВЦ Главка и опирающаяся на него, может перестать функционировать.

Расширение прав и независимость производственных организаций на практике не привели к ожидаемым результатам. Качество работ резко снизилось (прав стало больше, а ответственности меньше), затраты возросли, разбалансированность работ между организациями по комплексному изучению объектов увеличилась, исполнительская дисциплина упала. В результате таких «демократических» преобразований в отрасли на место ведомственной монополии и министерского диктата пришли территориальная монополия и местнический эгоизм, еще более опасные для судеб научно-технического прогресса (НТП) вообще и «Геосистемы» в частности. Местным руководителям и их трудовым коллективам был не нужен навязываемый им сверху НТП в форме плана внедрения новой техники. Вместо планового нажима должны быть созданы, и как можно быстрее, новые стимулы для НТП, а таковыми могут быть только конкуренция на рынке геолого-геофизических работ и услуг. Ситуация, складывающаяся на этом рынке, имеет сейчас ряд благоприятных предпосылок:

1.     внутренний рынок нефти и газа не насыщен, и в то же время идет снижение добычи нефти в стране;

2.     на наши нефтеперспективные земли рвутся иностранные нефтедобывающие фирмы (интерес которых к нашим месторождениям и вызвал бум на рынке отечественной геоинформации), потому что из-за известных событий внешний рынок нефти не стабилен;

3.     снижение объемов госбюджетного финансирования ГРР на нефть и газ способствует существенному сокращению прежде всего наиболее дорогостоящих буровых и сейсмических работ, в результате которого появляются избыточные мощности геологоразведочного и геофизического производства - необходимое условия для конкурентной борьбы за заказы на эти работы; .

4.     иностранные фирмы намерены завезти в нашу страну намного более совершенную технику и технологию геолого-геофизических производств, усугубив тем самым ситуацию на рынке этих услуг.

Наконец-то появилась надежда, что и у нас в стране начнется борьба за качественные, а не количественные показатели в геолого-геофизическом производстве.

В соответствии с постановлением правительства о создании «Геосистемы» планировалось использование отечественной вычислительной техники. Предполагалось форсированное развитие этого направления. Реальная ситуация в стране внесла в эти планы существенные коррективы. Указанные постановления не были выполнены. Однако на отечественный рынок ЭВМ в изобилии стали поступать зарубежные компьютеры, преимущественно персональные, весьма дорогие (в рублях), но тем не менее доступные и оснащенные хорошими периферийными устройствами и системным программным обеспечением. Можно констатировать, что буквально за один год в нашей стране произошла настоящая компьютерная революция. Для создания «Геосистемы» это, поистине, дар судьбы. Поэтому, несмотря на снижение финансирования робот в отрасли, многие производственные организации готовы на дополнительные затраты по компьютеризации своих подразделений даже в ущерб экономическим показателям. Последнее чрезвычайно важно, поскольку компьютеризация там, где она не диктуется технологией работ (как, например, в сейсморазведке и некоторых методах каротажа), до сих пор экономически невыгодна.

Организация ГРР неразрывно связана с вопросами создания «Геосистемы», которая рассчитана на централизованное управление геологоразведочными работами и предусматривает четыре уровня управления: центральный (отраслевой), региональный, базовый и полевой. Также предусматривается верховенство высшего уровня управления над низшим, однако в отличие от административно-командной системы управления функции каждого уровня должны быть строго ограничены, а обязанности и права регламентированы как снизу вверх, так и сверху вниз.

Каждый уровень управления должен создавать определенный продукт, имеющий коммерческую ценность. Важно при этом подчеркнуть, что на каждом уровне этот продукт должен быть существенно разным, чем и определяется реальное, а не надуманное различие уровней управления ГРР. Центральный уровень выполняет управленческие функции (как и полагается государственной организации), обеспечивает проведение государственной политики в области минеральных ресурсов в стране, планирует, финансирует, контролирует и принимает результаты ГРР, выполняемых производителями геологической продукции. Показателем его деятельности является эффективность ГРР по стране в целом при условии обеспечения народного хозяйства необходимыми минеральными ресурсами и уровнем геологической изученности по отдельным регионам.

Ресурсы и запасы должны экспертироваться и приниматься ГКЗ, им должна даваться коммерческая оценка с учетом конъюнктуры рынка. Из этого следует, что ценность ранее открытых месторождений должна систематически пересматриваться.

Недра являются народной собственностью. Следовательно, власти как высшие государственные, так и самоуправленческие территориальные должны знать, что у них есть в собственном хозяйстве. Поэтому геологическая информация, включая ресурсы и запасы полезных ископаемых, должна полностью принадлежать государственным и самоуправленческим структурам народной власти, а не частным лицам, коллективам или ведомствам. Для обеспечения этого требования геологическое изучение территорий и поисково-разведочные работы (до определенного уровня изученности открытых месторождений) необходимо выполнять за счет госбюджетного или иных форм финансирования, не приводящих к неизбежной приватизации геологической информации.

Реальным производителем геологической продукции должен стать второй уровень управления - региональная геологическая организация, административно подчиненная центру. На региональном уровне конечными продуктами являются изученность определенных территорий и сумма открытых на этих территориях месторождений с их запасами, апробированными и принятыми ГКЗ. Степень изученности месторождений должна определяться прежде всего коммерческими соображениями. Дальнейшую судьбу открытых месторождений предполагается определять на аукционах или биржах минерального сырья. С этих позиций, региональной геологической организации (РГО) выгодно продать месторождение на возможно ранней стадии его изучения, чтобы не тратить ограниченные бюджетные средства, выделяемые региону центром на дорогостоящие разведочные работы. Однако реально выгодно продать месторождение удастся, скорее всего, лишь после завершения стадии оценки месторождения.

Таким образом, работы РГО будут оплачиваться центром из двух источников: из бюджета за кондиционную изученность территории по твердым нормативам независимо от успешности ГРР (отрицательный результат тоже результат, если он достоверен) и от продажи месторождений добывающим предприятиям, в том числе зарубежным. Возможен и другой источник финансирования РГО: например, добывающее предприятие - покупатель месторождения - может заказать ему продолжение разведочных работ на этом месторождении до уровня подготовки его к разработке.

Региональная организация должна создать геологический продукт на основе комплексных проектов ГРР, включающих в себя все виды геологических, геохимических и геофизических исследований с четырех уровней наблюдения. При этом финансируется реализация комплексного проекта в целом по его этапам. Коллективы, осуществляющие эти проекты, проводят интегрированный анализ и на его основе обеспечивают управление ГРР на объекте, как правило, в рамках регионального уровня, являясь фактическими распределителями финансов, выделенных на реализацию проектов. Таким образом, они выступают в качестве генеральных заказчиков и приемщиков различных видов работ от третьего базового уровня, который выступает в качестве подрядчика - исполнителя всех видов работ (буровых, геофизических, аэрокосмических и др.). Базовый уровень - это специализированные предприятия. Они должны стать полностью независимыми, а в будущем приватизированными, юридическими субъектами, за экономическую судьбу которых ни региональные, ни центральные звенья управления не несут никакой ответственности. При этом заказчик свободен в выборе подрядчиков. Он может пригласить их из любого региона, и даже из-за рубежа.

Важно особо подчеркнуть, что централизованное финансирование обеспечивает на долговременной основе реализацию комплексных проектов. Вышестоящие организации, в итоге, контролируют работу только коллективов, реализующих эти проекты.

На базовом уровне конечным продуктом является результат выполнения каждого вида ГРР в соответствии со специализацией предприятия-подрядчика. Для буровой организации таким продуктом становится законченная строительством скважина согласно ее проекту и ГТН. При этом геологический результат, полученный по скважине, может влиять на оплату, но только как дополнительное стимулирование в виде премии. Конечным продуктом предприятия по полевым геофизическим работам должен стать результат этих работ, количественная и качественная характеристика которых оговорена проектом. Как правило, все первичные материалы принадлежат заказчику и должны быть пригодны для многократной повторной обработки, в том числе любой сторонней геофизической организацией. Производителю полевых работ необязательно поручать обработку и интерпретацию их результатов.

Для четвертого полевого уровня организации их законченный продукт предлагается измерять, как и в настоящее время, в валовых физических единицах: метрах для буровой бригады, километрах для сейсмопартий и т. д. Этим продуктом они отчитываются только перед своей вышестоящей базовой организацией (экспедицией или ПГО). Она является ответственным заказчиком и несет всю полноту ответственности за работу как своих полевых подразделений, так и сторонних субподрядчиков, нанятых ею. В частности, геологоразведочная экспедиция или ПГО полностью должны отвечать за выполнение всех исследований в скважине, в том числе ГИС. Из этого следует, что эти организации должны стать квалифицированными заказчиками, обязательно иметь в своем составе соответствующие службы, т. е. отдел ГИС и группы по интерпретации материалов каротажа.

Особо остановимся на организации работ геофизических предприятий. Как показывает опыт зарубежных фирм, высокий уровень геофизических работ обеспечивается лишь достаточно крупными фирмами транснационального масштаба. Научно-техническое развитие в этих фирмах осуществляется без какого бы то ни было централизованного финансирования, только за счет прибылей от оказываемых услуг. Мелкие фирмы, обычно узкоспециализированные, в большинстве случаев выступают как субподрядчики крупных фирм.

Для повышения эффективности геофизических работ следует создать несколько крупных геофизических фирм, работающих исключительно на экстерриториальной основе и конкурирующих между собой за «портфель заказов». Каждой из этих фирм необходимо иметь в своем составе полный цикл научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, изготовления и наладки аппаратуры. В последующем они должны стать транснациональными и выйти на мировой рынок геофизических услуг. Централизованное управление на уровне отрасли тем не менее необходимо, но прежде всего с целью борьбы с монополией фирм, вырвавшихся вперед, путем поддержания более слабых, чтобы помочь им встать на ноги и включиться в полноценную конкурентную борьбу.

Создание «Геосистемы» не самоцель, а средство для реализации компьютерной технологии интегрированного анализа геоинформации. Идея «Геосистемы» родилась в результате осознания того, что интегрированный анализ всей геоинформации и его эффективное использование для своевременного построения геологической модели в сжатые сроки с целью управления геологоразведочным процессом (ГРП) на научной, а не волюнтаристской основе иначе реализовать невозможно. Такая система должна включать следующие основные элементы: цифровую регистрацию первичных геолого- геофизических данных, их накопление в банках данных на машинных носителях, вычислительные центры на всех уровнях управления ГРП, связанных каналами передачи информации с банками данных. Но такая система не может функционировать без адекватной ей структуры управления в отрасли и тем более в условиях неопределенности этой структуры.

В сегодняшних условиях, если бы даже проектируемая «Геосистема» уже была создана, ее нормальное функционирование находилось бы под большим вопросом. Поэтому исходя из реалий настоящего момента необходимо притормозить проектирование «Геосистемы» в первоначальном варианте, чтобы не тратить напрасно финансовые и интеллектуальные ресурсы, а перераспределить их на более эффективные направления в рамках той же «Геосистемы», учитывая новые условия, возникшие в самое последнее время.

Разработчики «Геосистемы» должны сконцентрировать свои усилия в переходный период на задачах, максимально инвариантных относительно будущей структуры управления ГРП. Такой первоочередной задачей сегодня нам представляется низовая компьютеризация геологической отрасли, включающая: создание и внедрение программно-технических комплексов для цифровой регистрации массовой геолого-геофизической информации и системы автоматизированных рабочих мест для обработки и анализа геоинформации на основе зарубежных персональных ЭВМ. Для этого требуется:

·        форсировать дальнейшее насыщение научных и производственных организаций отрасли персональной вычислительной техникой за счет централизованных отчислений, кредитов и собственных средств;

·        срочно разработать силами научных организаций, входящих в «ГЕОС», серию унифицированных систем программного обеспечения ПЭВМ;

·        целенаправленно осуществить широкое внедрение ПЭВМ непосредственно в технологические процессы ГРР, в частности в практику глубокого бурения;

·        обеспечить в максимально сжатые сроки массовое обучение кадров работе с ПЭВМ в передовых научных и производственных организациях.

В заключение необходимо подчеркнуть, что судьба «Геосистемы» неразрывно связана с судьбой отрасли. Будущая организационная структура отрасли и ее хозяйственный механизм решающим образом повлияют на ее функционирование и эффективность.

Abstract

Arising tendencies in geological exploration and their influence on the creation of computerized technologies in the branch and of a Geosystem as a whole are discussed. In connection with the development of self-sufficiency of industrial geological organizations, the tactics of the Geosystem construction should be revised being guided primarily by the elaboration of modern hardware and software tools. The provision of geological exploration high efficiency on the basis of present-day computer technologies requires improvements in the organization of the branch management, the concrete definition of functions of each level and the predominance of economic methods.