УДК 553.98.003:334.75 |
|
|
© А.Э. Конторович, А.А. Герт, 1991 |
Принципы экономической оценки комплексных месторождений нефти и газа при переходе к рыночным отношениям
А.Э. КОНТОРОВИЧ (ИГиГ СО АН СССР), А.А. ГЕРТ (СНИИГГиМС)
В настоящее время экономика СССР переживает переходный период от централизованно планируемой к рыночной. Трансформации должны подвергнуться все экономические отношения, критерии, нормативы и т. д., и при этом также необходимо пересмотреть все аспекты экономической оценки месторождений.
Согласно принятым ГКЗ СССР методикам и инструкциям экономическая оценка месторождений нефти и газа (R) осуществляется по следующей формуле [1]:
где T - расчетный период оценки месторождений, исчисляемый от года проведения оценки (t = 1) до года отработки запасов; zt - ценность добытой продукции в t-ом году (ценность определяется по оптовым ценам и замыкающим затратам, при этом при оценке нефти и газа рекомендуется ориентироваться на замыкающие затраты); St- сумма предстоящих капитальных и эксплуатационных затрат в t-ом году разработки; Ен.п - норматив для приведения разновременных затрат и результатов.
Замыкающие затраты определяются централизованно как затраты по группе месторождений, худших по экономическим показателям, но необходимых для удовлетворения потребностей страны в планируемый перспективный период. Ориентация на замыкающие затраты в условиях централизованно планируемой экономики является существенным достижением экономической теории и практики, так как этот показатель ближе к реальной экономической ситуации, чем оптовые цены, в основе которых лежат среднеотраслевые показатели. Но в то же время при переходе к рыночной экономике он уже не может быть признан удовлетворительным оценочным критерием.
При кажущейся теоретической безупречности схемы расчетов, отраженной в формуле, она характеризуется недостатками, которые на практике могут привести к неудовлетворительным результатам. Главный недостаток - ориентация на некоторый жестко заданный критерий (замыкающие затраты). Никакими, даже самыми детальными, расчетами невозможно конкретно определить реальную динамику этого показателя в условиях перехода к рыночной экономике и свободным ценам. Этот показатель не учитывает вероятностной динамики спроса и предложения. Вне поля зрения остаются региональные факторы, во многом определяющие эффективность освоения месторождения. Второй крупный недостаток действующих методик - не учитываются такие факторы, как способ транспортировки до потребителя, затраты на создание трубопроводов, переработка нефти и газа. Особенно это сказывается при оценке месторождений нефти и газа в районах нового освоения, где разработка любого из них явится крупным и капиталоемким проектом. Каждый такой проект должен охватывать добычу, транспортировку, переработку сырья, хранение и использование продукции переработки, социальную сферу, экологию.
Необходимо отметить также, что по действующим в ГКЗ СССР инструкциям предусмотрена оценка каждого месторождения нефти и газа в отдельности и при этом не учитывается, что оно может быть лишь одним из группы уже разрабатываемых или перспективных месторождений различного вида минерального сырья, расположенных вблизи друг от друга.
Из изложенного следует, что экономическая оценка месторождения должна учитывать затраты и результаты всех стадий вовлечения его в хозяйственный оборот, а также региональные факторы этого процесса. Действующие методики и инструкции не удовлетворяют этим требованиям. Опыт оценки месторождений в странах с рыночной экономикой показывает, что кроме перечисленных уделяется значительное внимание следующим факторам: прогнозу конъюнктуры рынка на данный вид минерального сырья; «экономической среде», в которой будет происходить освоение месторождений, т. е. законодательству о недрах, налогам, ставкам, экологическим требованиям и т. д.; оценке уровня риска капиталовложений в освоение месторождения.
Четкая разработанность законодательства о недpax, наличие полной информации о конъюнктуре, хорошо поставленная статистическая отчетность о всех сторонах экономической деятельности государства и фирм значительно облегчают проведение экономических исследований и позволяют получить значимые практические результаты.
Период перехода к рыночному хозяйству в СССР будет характеризоваться специфическими условиями и выдвинет ряд требований к экономической оценке месторождений нефти и газа. Необходимо определить основные направления работы в этой области, к которым, на наш взгляд, относятся следующие.
В настоящее время очевидно несоответствие действующих оптовых цен и замыкающих затрат на продукцию нефтегазодобывающей отрасли, оборудование и т. д. как уровню реальных затрат, так и, это самое главное, ситуации в области спроса и предложения. Расчет экономической оценки месторождений по этим нормативам приводит к искаженным результатам и не позволяет оценить реальную прибыль от освоения месторождения, в том числе прибыль от экспорта нефти, газа и продуктов их переработки. В перспективе при установлении рыночных внутрисоюзных цен эта проблема будет решена, однако в переходный период необходимо провести специальные исследования по прогнозу цен. Так как внутрисоюзные цены при переходе к рынку должны, согласно его объективным законам, приближаться к мировым, то уже сейчас необходимо переходить к оценке по ценам мирового рынка. Для этого необходимо:
· принимать цены на продукты нефтегазовой промышленности на уровне мировых в свободно конвертируемой валюте (СКВ);
· затраты на освоение месторождений обосновывать как прямыми технологическими расчетами с использованием внутренних и мировых цен, так и путем подбора зарубежных аналогов, уже получивших экономическую оценку в СКВ;
· путем применения нормативов, сложившихся, например, в США, определять затраты на строительство газопроводов, перерабатывающих предприятий, хранилищ в СКВ.
Переход к рынку и разгосударствление собственности ставят вопрос о хозяйственной форме, в которой будет происходить освоение месторождений. Эти формы могут быть разнообразными, в частности разведочные и добывающие предприятия могут быть превращены в акционерные общества, где частью акций могут владеть работники предприятия, а частью - предприятия, заинтересованные в поставках нефти и газа. Целесообразно, особенно в районах нового освоения, требующих значительных стартовых затрат, привлекать иностранный капитал. Это может быть осуществлено в виде создания совместных предприятий либо акционерных обществ со смешанным капиталом. Созданию акционерных обществ, особенно с привлечением иностранного капитала, должно предшествовать детальное технико-экономическое обоснование (ТЭО), проведенное по ценам мирового рынка.
После составления ТЭО в ценах мирового рынка и определения форм, в которых будет происходить освоение, встает вопрос об источниках финансирования. Это могут быть собственные средства организации, предполагающей осваивать месторождение (фирмы, совместные предприятия, акционерные общества и др.), заемные средства, средства государственного и местного бюджетов и т. д.
Разработка ТЭО должна вестись с привлечением ведущих советских и независимых зарубежных специалистов. Это необходимо и актуально, так как в вопросе об эффективности совместного освоения советские добывающие организации из-за отсутствия опыта внешнеэкономической деятельности без должной критики принимают расчеты экспертов зарубежных фирм за основу. Это может привести к серьезным экономическим потерям советской стороны на стадии разработки месторождений и реализации продукции.
Остро стоит вопрос о правовом обеспечении процесса освоения месторождений. Сейчас эти проблемы находятся в зачаточном Состоянии, чему способствует неясность относительно того, кто является собственником месторождения и как будут строиться взаимоотношения между союзным государством, республикой, территорией, организацией, проводящей поиски и разведку, и организацией, проводящей добычу. Без решения этих принципиальных вопросов в масштабе страны и отдельных республик нормальные экономические отношения в процессе освоения месторождений невозможны; будет существенно затруднено привлечение иностранных партнеров, которые нуждаются в полной информации о действующем законодательстве и гарантиях защиты своих экономических интересов.
Советскими специалистами уже ставился вопрос о необходимости скорейшей разработки законодательства о недрах, учитывающего переход к рыночным отношениям в стране. В частности, отмечалось, что «Законодательство должно определять порядок аренды недр для проведения детальных поисков и разведки..., а также условия распределения экономического эффекта от эксплуатации месторождения. Актуальной становится регламентация прав собственности на месторождения». Также подчеркивалось, что «размеры платежей за используемые полезные ископаемые должны исчисляться на базе дифференциальной горной ренты» [2].
Процесс совершенствования законодательства о недрах должен учесть и новую роль государства в условиях рынка. Из единого управляющего центра оно должно превратиться в гаранта рационального и экологически безопасного природопользования. Эту роль оно должно выполнять путем методов экономического регулирования. Например, в районах нового освоения с высокими начальными затратами на инфраструктуру, в частности в районах Сибирской платформы, может вводиться льготное налогообложение на первых этапах разведки и разработки месторождения. Некоторый ущерб государству при этом впоследствии окупится высоким доходом от освоения высокоэффективных комплексных месторождений.
Важнейший вопрос, который будет существенно влиять на экономическую оценку и формы освоения месторождений, касается принципов взаимодействия геологоразведочных и нефтегазодобывающих предприятий между собой и с территориальными органами управления. Развитие рыночных отношений может привести к двум схемам взаимодействия.
Геологоразведочные и добывающие предприятия по мере роста их хозяйственной самостоятельности будут объединяться в единые фирмы, при этом их размеры будут самыми разнообразными: от гигантских до мелких. Эти фирмы на конкурсной основе будут получать разрешение на разведку, а затем на эксплуатацию месторождений от органов местного самоуправления и платить налоги как в местный, так и союзный бюджет. Этот вариант наиболее реален и соответствует мировой хозяйственной практике.
Геологоразведочные организации останутся самостоятельными и будут продавать информацию о запасах добывающим предприятиям или работать по их заказам. Этот вариант также возможен, но, на наш взгляд, будет распространен меньше, чем первый. По-видимому, он целесообразен для небольших специализированных буровых, геофизических, обслуживающих и других организаций, которые достигают существенной производительности в своей сфере, быстро внедряют научно-технические достижения и тем самым остаются высокорентабельными и готовыми идти на риск.
Безусловно, оптимальные пропорции между описанными организационными формами сейчас предсказать трудно, их подскажет только реальная хозяйственная деятельность.
В результате перехода к рыночным отношениям должна найти свое решение проблема оценки и освоения комплексных месторождений, принципиально не разрешимая в условиях отраслевого директивного планирования. Оптимальной формой освоения комплексных месторождений является сочетание хозяйственной самостоятельности добывающих предприятий и участие государства в финансировании крупных долгосрочных проектов и создании стратегических резервов. Необходимость такого сочетания хорошо иллюстрируется на примере комплексных месторождений нефти и газа. Наличие высоких содержаний гелия в природном газе и отсутствие в СССР в настоящее время его крупномасштабных потребителей делают необходимым образование государственных резервов гелия. Программу создания таких резервов, включающую газоперерабатывающие установки и хранилища, должно финансировать государство, в противном случае возможны безвозвратные потери ценнейшего стратегического сырья.
Новые задачи в области геолого-экономической оценки потребуют и новые организационные формы ее проведения. К основным можно отнести следующие.
1. Резко повышаются требования к достоверности результатов оценки, так как на ее базе осуществляется стратегия хозяйственной деятельности собственника месторождения и организации, получившей право на разработку. Возрастает ответственность специалиста, проводившего экономическую оценку. Это может привести к тому, что оценка будет проводиться специалистами, непосредственно работающими в организациях-владельцах или разработчиках и заинтересованными в успешном функционировании своих организаций, либо эти работы будут выполняться по контракту специализированными организациями, но при этом в контракты будут включаться условия материальной ответственности за неверные выводы.
2. Методические разработки и квалификация специалистов в области геолого-экономической оценки месторождений в СССР находятся на относительно высоком уровне. На наш взгляд, самое слабое место в этой области - отсутствие нормативной базы для расчетов по реальным рыночным и тем более мировым ценам. Международные компании, ведущие разработку месторождений, имеют обширную статистику по показателям различных объектов, а также по особенностям экономики и законодательства различных стран (налоги, ставки, таможенные тарифы и т. д.). Очень обширна и государственная статистика по экономике минерального сырья. В СССР такая отчетность поставлена недостаточно хорошо: доступ к ведомственной статистике нефтяной и газовой промышленности затруднен, государственные справочники не издаются. Информация по зарубежным месторождениям и их экономическим показателям также собирается очень фрагментарно. В условиях перехода к рынку достоверные показатели и нормативы должны стать основой для любых геолого-экономических исследований. Необходимо провести специальные исследования в области нормативной базы, результатом которых должны быть постоянно обновляющийся банк данных и ежегодные справочники по показателям разработки месторождений нефти и газа в СССР и за рубежом.
3. Новые условия проведения экономической оценки повышают требования к ее оперативности и детальности. Большое значение будет приобретать методическая и информационная совместимость с зарубежными разработками в данной области. Эти факторы указывают на целесообразность перевода всех методик на IBM -: совместимые персональные компьютеры, так как большая часть программ по оценке месторождений, разрабатываемых западными фирмами, ориентирована на этот вид техники.
4. Дальнейшие исследования целесообразно проводить в кооперации с зарубежными фирмами, имеющими опыт экономической оценки месторождений нефти и газа. Это позволит получать результаты, сопоставимые методически и по нормативной базе с оценкой месторождений в разных странах мира по мировым ценам, и возможность в перспективе выйти на мировой рынок методик, алгоритмов и программ в области оценки месторождений.
Из изложенного можно сделать следующие выводы. В ближайшие годы на первое место по актуальности и практической необходимости выдвинутся вопросы не совершенствования теоретических аспектов экономической оценки месторождений нефти и газа, а трансформации этой оценки в действенный и реальный показатель, имеющий место в системе рыночной экономики. Исследования в области экономической оценки в ближайшее время должны быть сосредоточены, по нашему мнению, на проведении экономической оценки по ценам мирового рынка; определении правовых норм, в рамках которых проводится экономическая оценка, собственника месторождений, источников финансирования и рациональных хозяйственных форм разведки и освоения месторождений.
Эти выводы в полной мере относятся к месторождениям нефти и газа Сибирской платформы. Можно утверждать, что они способны стать своеобразным «полигоном» для испытания новых экономических условий в области использования минеральных ресурсов. Это объясняется тем, что данные месторождения не являются объектами, на базе которых планируется осуществлять поставки в другие регионы страны или на экспорт. В освоении месторождений Сибирской платформы инициатива может принадлежать местным предприятиям и органам власти и соответственно на первый план будут выходить критерии экономической целесообразности, связанные с поднятыми в статье проблемами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Временная методика экономической оценки нефтяных и нефтегазовых месторождений / В кн.: Методические материалы по экономической оценке нефтяных и нефтегазовых месторождений. - М.: ВНИИОЭНГ. - 1985. - С. 5-25.
2. Добрецов Н.Л., Гранберг А.Г., Конторович А.Э. Законодательство о недрах и экономика минеральных ресурсов // Наука в Сибири.- 1990,- № 45.
Characteristics of principles of the economic evaluation of integrated oil and gas fields under conditions of transiting to market relations are given. The authors not only indicate advantages and disadvantages of currently existing methods of calculation, but also determine the main trends in this area of research.