К оглавлению журнала

 

УДК. 005

©А.В. Романихин, 1994

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСТАВОК НЕФТЕГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

А.В. РОМАНИХИН (АО Союзнефтемаш)

С 1992 г. в России начинает активно формироваться рынок продукции нефтегазового машиностроения. Многие нефтегазодобывающие объединения и управления переходят на прямые связи с заводами-изготовителями оборудования, минуя систему Госснаба, министерств, концернов и иных административных структур. Создаются небольшие фирмы, основной задачей которых является снабжение нефтяников и газовиков машиностроительной продукцией. Разрешение проводить самостоятельные закупки по импорту привело к децентрализации валютных поставок. Промысловики получили право самостоятельно выбирать поставщиков и производителей оборудования, а также решать ценовые вопросы. Однако децентрализация снабжения оборудованием привела к ряду сложностей. Основной проблемой явилось требование предприятий-поставщиков предварительной оплаты за оборудование. Значительно затрудняет работу по снабжению также постоянный (порой еженедельный) рост цен. У крупных нефтегазодобывающих объединений часто отсутствуют свободные средства на расчетном счету. Помимо этого, из-за специфики государственных предприятий (а подавляющее большинство предприятий отрасли имеют данный статус) отсутствует оперативность при осуществлении платежей за поставленное оборудование на заводы-изготовители. Это, в свою очередь, приводит к тому, что в условиях постоянного роста цен заводы отказываются поставлять продукцию по старой цене, требуя доплаты. Для обеспечения ритмичности поставок и платежей необходимо участие мощных финансовых структур, краткосрочно кредитующих объединения и осуществляющих платежи на заводы по их счетам за машиностроительную продукцию. Гарантировать возврат кредитов объединения могут сырой нефтью и нефтепродуктами. Подобные структуры должны обеспечивать также такой вид финансового сервиса, как перевод средств в страны ближнего зарубежья. Это очень важно, так как многие заводы-изготовители расположены на Украине, в Азербайджане и Молдове. Следует отметить целесообразность развития схемы товарообменных операций типа "нефть - оборудование" , когда на основании договора о совместной деятельности коммерческая структура организует за счет собственных или привлеченных средств поставку на промыслы оборудования, получая в обмен право реализации в последующем партии нефти по рыночным ценам.

Следующей проблемой являются нерациональные закупки за рубежом при наличии аналогичного оборудования в России. Необходимо создать информационно-аналитический центр при Минтопэнерго России, который бы обладал полной информацией о номенклатуре и производителях оборудования в России. Кроме того, в информационно-аналитическом центре должен быть коллектив экспертов, принимающих решения по вопросам валютных закупок. Наличие института компетентных, обладающих необходимой информацией экспертов позволит одновременно решить вопрос выбора рационального инвестирования рублевых и валютных средств в отечественное нефтяное машиностроение. Информационно-аналитический центр мог бы давать рекомендации по направлению как бюджетных средств, так и средств из внебюджетных источников финансирования, т.е. средств независимых инвесторов. На взгляд автора, в современных условиях по многим причинам следует сосредоточить в руках государственного органа решение вопросов о валютных закупках за рубежом. Это приведет к стимулированию производства оборудования в России и большой экономии столь необходимой стране валюты. Та валюта, которая расходуется нефтегазодобывающими объединениями на закупку импортного оборудования, может быть использована в России для технического перевооружения действующих заводов нефтегазового машиностроения и расширения производства оборудования на конверсионных предприятиях.

После распада СССР, когда основные мощности по производству нефтегазового оборудования "отошли" к ставшим независимыми республикам, потребность в импорте не только не сократилась, но и возросла. По некоторым видам оборудования импортные закупки возросли до 30% по отношению к общему объему потребления. Особенно неблагоприятное положение сложилось с агрегатами для ремонта скважин, штанговыми и электропогружными насосами, фонтанной арматурой и некоторым другим оборудованием. Приведем некоторые цены в рублях и валюте на продукцию нефтегазового машиностроения, приобретаемую в США, которые являются основным поставщиком оборудования для российских промыслов. Станки-качалки (американское оборудование - 35 тыс. долл., российский аналог -8 млн руб.), редуктора к станкам-качалкам (американское оборудование - 12 тыс. долл., российский аналог - 2 млн руб.), фонтанная арматура (американское оборудование - 30 тыс. долл., российский аналог - 8 млн руб.), погружной насос (американское оборудование -800 долл., российский аналог - 0,4 млн руб.), агрегат для ремонта скважин (американское оборудование - 350 тыс. долл., российский аналог - 80 млн руб.). Соотношение цен само по себе свидетельствует о неэффективности закупок за рубежом. Необходимо стимулировать производство этого оборудования в России, обратив самое серьезное внимание на повышение технического уровня. К сожалению, качество отечественного оборудования пока хуже американского. Можно идти по пути наименьшего сопротивления, закупая все за рубежом, но при этом не будет задействован мощный потенциал ученых и конструкторов России, а также конверсионных предприятий. В настоящее время но менклатура заводов Азербайджана полностью освоена оборонными предприятиями России. Производятся также многие виды оборудования, ранее изготавливаемого на Украине, однако объединения предпочитают проводить закупки за рубежом, и в результате продукты высокого качества, выпускаемая "оборонкой", остается невостребованной.

Большой проблемой для заводов-производителей оборудования является невозможность долгосрочного планирования объемов производства. Имеет место большое расхождение между количеством заявленного и оплаченного оборудования из-за меняющейся конъюнктуры рынка, отсутствия финансовых ресурсов и т.д. Как правило, огромные перечни требуемого объединениями оборудования не обеспечены даже на четверть финансами, в связи с чем они постоянно "затыкают дыры", приобретая только то оборудование, отсутствие которого приведет к срыву работ. Все это еще раз подтверждает необходимость участия в данном процессе мощных финансовых структур.

В настоящее время наиболее остродефицитным видом продукции нефтегазового машиностроения является оборудование для ремонта скважин. Основное оборудование - подъемные установки различной грузоподъемности для осуществления спуско-подъемных операций. Их производят на Ленмашзаводе (г. Санкт-Петербург), Ишимбайском заводе нефтепромыслового оборудования (г. Ишимбай, Башкортостан), Кировском заводе (г. Санкт-Петербург), Кунгурском заводе (г. Кунгур, Пермской обл.) и ряде других предприятий России. Однако шасси для установок автомобилей "КрАЗ" производят на Украине. Из-за многочисленных сложностей постоянно возникают срывы в поставках шасси на завод и, как следствие, непоставка заводами установок нефтяникам и газовикам. Давно назрел вопрос выпуска подобных агрегатов на шасси одной из производимых в России автомашин. Однако для этого необходимы определенные средства, которые в последующем многократно окупятся. Нефтегазодобывающие объединения понимают важность данной работы, но пока все стоит на месте. Бюджетных средств очень мало, но и те распыляются бессистемно, по различным предприятиям. На данном примере ясно видно, что необходим орган, который с учетом государственных интересов направлял бы бюджетные и внебюджетные источники финансирования.

Освещая вопросы организации поставок, нельзя не коснуться деятельности фирм материально-технического снабжения, образованных на базе бывших государственных организаций: "Машопторг" (Госснаб СССР), "Нефтегазснаб" (Миннефтепром СССР), "Газкомплектимпэкс" (Мингазпром СССР), "Химмаш" (Минхиммаш СССР), "Центргеоснаб" (Мингеология СССР). К сожалению, они оказались неподготовленными к работе в условиях отмены плановых поставок. В настоящее время эти структуры не могут предложить потребителю никаких новых видов услуг и предпочитают выступать посредниками между промысловиками и заводом, не гарантируя результат поставки. Наиболее перспективна в современных условиях работа небольших мобильных фирм материально-технического снабжения, образованных при крупных финансовых структурах, которые способны выступать гарантом для потребителей и осуществлять оперативный перевод средств на счета изготовителей. Недавно при Московской нефтяной бирже был создан Торговый дом "Нефтяное оборудование". Необходимость в подобной структуре давно назрела. Однако, к сожалению, Торговый дом в том виде, в каком он существует, не в состоянии обеспечить необходимый сервис потребителю: финансовые гарантии поставки, транспортные услуги, гарантии качества и комплектности оборудования, сервисное обслуживание. Торговый дом должен обладать всей необходимой для оказания подобных услуг инфраструктурой. В состав Торгового дома должны входить банк, страховая контора, транспортная организация, рекламное агентство, многочисленные брокерские конторы и, конечно, информационный центр. В настоящее время наиболее эффективна работа торгового дома "ЛУКойл", созданного при АО "ЛУКойл" - мощной структуре, способной давать финансовые гарантии потребителю и даже за счет собственных средств кредитовать заводы для производства перспективных видов оборудования и расширения производства.

Рынок нефтегазового оборудования очень молодой. По этой причине, а также из-за большой номенклатуры и отсутствия информации о производителях и поставщиках не существует устойчивых цен на многие виды оборудования. Огромный перепад цен приводит к развитию спекулятивных и других негативных явлений. Целесообразно создание в настоящий момент специализированных торговых домов, более активное выставление оборудования на биржевые торги, что в короткие сроки позволит стабилизировать и сформировать цены на основные виды продукции нефтегазового машиностроения. Аналогичный процесс выравнивания цен происходил при формировании в России рынка компьютеров и оргтехники, автомобилей и станков, труб и т.д. Не надо бояться также активизации деятельности на данном рынке небольших посреднических фирм. Они только ускорят процесс стабилизации цен и, как следствие, формирование цивилизованного рынка оборудования. Выживут только те структуры, услуги которых действительно необходимы.

Требуют своего решения вопросы транспортировки и страховки оборудования. Необходима работа на данном рынке страховых компаний, берущих на себя страховку коммерческих и транспортных рисков, особенно при поставке оборудования из Украины, Азербайджана, Молдовы и Чеченской республики. Целесообразно также создание специализированных мобильных транспортных организаций, имеющих реальные возможности обеспечить доставку и охрану оборудования из стран ближнего зарубежья, в том числе и из "горячих точек" в Западную Сибирь, Татарстан, Башкортостан и иные нефтегазодобывающие регионы.

При сложившейся ситуации с поставками нефтегазового оборудования необходимо проведение следующих мероприятий: