К оглавлению журнала

©А.П.Романихин, 1995

ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИЙ В НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС

А.В.Романихин (АО "Союзнефтемаш")

Топливно-энергетический комплекс России, в котором рабочих в 6 раз меньше, чем в машиностроении (всего 7 % от числа занятых в промышленности), дает сейчас 32 % промышленной продукции во внутренних ценах и 54 % в мировых. Известно, что половину всех валютных поступлений в экономику России приносит нефтегазовый комплекс. Это симптомы деиндустриализации страны, которая с каждым годом все больше сдает свои позиции в машиностроении - основе будущего технического прогресса. Нельзя забывать, что благополучие нефтегазового комплекса во многом зависит от состояния отраслевого машиностроения. О кризисе в этой области наиболее ярко свидетельствует тот факт, что в 1994 г., при постоянном снижении объемов добычи, Россия вынуждена была ввезти из-за рубежа оборудование для нефтегазового комплекса на рекордную сумму - 4,5 млрд доп. Не случайно данный вопрос обсуждался 6 января 1995 г. в Государственной Думе за круглым столом "Проблемы нефтяного машиностроения и пути его развития", организованным Комитетом по промышленности, строительству, транспорту и энергетике Государственной Думы с привлечением заинтересованных министерств и ведомств.

Что же привело к подобному кризису в подотрасли? Ответ на данный вопрос можно получить, рассмотрев схемы инвестирования машиностроения для нефти и газа. Последние годы инвестирование проводилось в основном двумя путями

Первый путь - прямые инвестиции нефтегазодобывающих объединений. В условиях, когда предприятия Азербайджана и Украины неожиданно оказались "за рубежом", нефтегазодобывающее объединение, испытывая потребности в том или ином виде оборудования, самостоятельно выбирало машиностроительный завод (как правило, предприятие ВПК) и проводило инвестирование выпуска того или иного вида техники. Что же в этом плохого? Ничего, если бы параллельно подобную работу не проводило другое объединение, которое также финансировало приглянувшийся завод В результате, "закрыв" (далеко не самым эффективным способом) потребность одного объединения завод оказывался перед угрозой свертывания производства, так как параллельно данным видом оборудования занималось сразу несколько предприятий Так возникли значительные перекосы в производстве станков-качалок, фонтанной арматуры агрегатов для ремонта скважин и другого оборудования

Второй путь - госбюджет, когда распределением средств, направляемых на нефтяное машиностроение, занималось Управление машиностроения для ТЭК Минтопэнерго РФ Удивительно, но в составе этого управления не оказалось нефтяников и представителей традиционного нефтяного машиностроения. При освоении производства игнорировалось отраслевое машиностроение и была сделана ставка на ВПК К сожалению, никто не проводил экспертизы затрат на освоение нефтяного оборудования конверсионными предприятиями. А следовало бы. Кроме того, при составлении программы "Оборудование для ТЭК Главным управлением машиностроения Минтопэнерго РФ не учитывалась конъюнктура спроса на нефтяное оборудование, не проводился анализ емкости рынка и финансирования заводов независимыми инвесторами. Дошло до того, что в коммерческих структурах (в том числе иностранных) куда более достоверная информация о потребности нефтедобывающих объединений России в оборудовании, чем в аппарате Минтопэнерго РФ.

На наш взгляд, сомнительно гордиться повальным привлечением предприятий ВПК к производству нефтяного оборудования Да, безусловно, технический уровень оборудования благодаря этому значительно вырос Но какой ценой и что это стоило налогоплательщику? Пора избавляться от эйфории повального привлечения "оборонки" к освоению нефтегазового оборудования и начинать считать государственные деньги. Инвестирование нового производства, как правило, проводится за счет средств, выделяемых на конверсию, т.е. бюджета. Вместе с тем, предприятия - традиционные изготовители продукции нефтяного машиностроения - из-за отсутствия средств останавливаются и распродают склады. К чему приведет остановка заводов традиционного машиностроения, представить нетрудно. После распродажи складов, растаскивания основных средств и увольнения сотрудников проще строить новое предприятие. Если своевременно не принять необходимых мер, будет поздно, подотрасль окончательно развалится, а нефтяники возьмут курс на Запад.

Кроме того, из-за огромных накладных расходов и незнания специфики отрасли оборудование, изготавливаемое предприятиями ВПК, часто становилось "золотым". Многие уже поняли, что не надо "стрелять из пушки по воробьям", так как нефтяное оборудование в цепом довольно примитивно. По уровню сложности нефтяное машиностроение не может сравниться с авиастроением, судостроением, автомобилестроением и даже химическим машиностроением. Неизвестно, что выгоднее для страны - производство пермским заводом "Мотовилиха" и Уралтрансмашем систем залпового огня, традиционно экспортируемых за рубеж, или выпуск станка качалки (пусть и великолепного качества) грузоподъемностью 8 т, изготовить который без проблем могут (и значительно дешевле) обычные машиностроительные предприятия. Нерационально производить аналогичное оборудование на уникальных заводах бывшей системы Минсредмаша, Миноборонпрома, Минобщемаша, Минатоммаша. Некоторые подобные заводы или отказались от выпуска нефтяного оборудования (НПО "Энергомаш", Химки), или выделили его производство в отдельные предприятия (Воронежский механический завод). Многие предприятия получили заказы на основную продукцию, а деньги на освоение опытных образцов нефтегазового оборудования "ушли в песок". Полезно выявить процент оборонных предприятий, которые начали по инициативе вышестоящих ведомств освоение нефтегазового оборудования и довели его до серийного производства. Заранее можно сказать, что цифра эта многих сильно удивит.

В настоящее время Управлением машиностроения Минтопэнерго РФ подготовлены проект указа Президента РФ "О развитии производства импортозамещающей продукции для топливно-энергетического комплекса" и проект постановления Правительства с тем же названием. Учитывая огромную значимость Указа и Постановления для нефтегазовой и машиностроительной отраслей, а также перераспределение большого количества бюджетных ресурсов, следовало бы широко их обсудить, чтобы не повторять старых ошибок.

На наш взгляд, нецелесообразно проводить прямые инвестиции в российские заводы по производству оборудования. Данная схема практически исключает возвратность кредита и будет способствовать постоянным структурным перекосам в производстве отдельных видов оборудования, а также различным злоупотреблениям со стороны сотрудников аппарата, распределяющих финансовые ресурсы, и руководства машиностроительных предприятий. Более рационально - изучить годовую потребность в оборудовании нескольких нефтедобывающих обьединений России, выбрать перспективные предприятия-изготовители и после экспертизы необходимых затрат провести целевое финансирование программ производства техники. При таком подходе возвратность кредита обеспечится сырой нефтью, добываемой объединением, а также будут исключены различные перекосы. так как все оборудование изготавливается для конкретных потребителей. По такой схеме работают все коммерческие структуры, которые считают свои деньги, а не перераспределяют бюджетные ресурсы. Полезно привлечение к подобной схеме иностранных инвесторов, стремящихся к получению нашего сырья. В этом случае их деньги будут "работать" на развитие российского машиностроения.

Вообще, любые инвестиции в отраслевое машиностроение должны проводиться после тщательного изучения потребностей нефтедобывающих обьединений. При этом основную работу следует вести на местах. В данном вопросе нельзя основываться только на данных Минтопэнерго РФ, полученных, как правило, в результате формальных "отписок" нефтяников. Необходимо изучить ситуацию на конкретном добывающем предприятии - наиболее реальном гаранте возврата кредита.

Наша организация сталкивается с тем, что технико-экономические обоснования (бизнес-планы), представляемые заводами для получения кредитов, основаны на ошибочных данных о платежеспособном спросе на производимое оборудование. Кроме того, сам бизнес-план часто составлен неправильно, а получить помощь предприятие не может. Естественно, при этом заводам сложно рассчитывать на внебюджетные источники финансирования. Хотелось бы здесь увидеть долгожданную помощь соответствующего управления Минтопэнерго РФ.

В настоящее время имеет место тенденция "поглощения" вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИК) заводов отраслевого машиностроения, так как заводы останавливаются и рады любым инвестициям. При этом у ВИК велик соблазн монополизировать производство отдельных видов оборудования и диктовать цены всем остальным потребителям. Кроме того, во всем мире машиностроительная отрасль самостоятельна. Крупнейшие нефтяные компании, такие как Chevron, Shell, Amoco, Texaco и др., не имеют а своем составе заводов по производству оборудования. Это противоестественно и ведет к натуральному хозяйству. Следует помнить, что даже такой союзный "монстр", как МиннефтеГазпром СССР имел в своем составе лишь несколько заводов по ремонту оборудования.

Известно, как сильно лоббируются в парламенте и Правительстве нефтегазовый и военно-промышленный комплексы. И это нормальное явление, так как каждая отрасль должна защищать свои интересы. Однако российское нефтяное машиностроение за последние годы "поставлено на колени". Негативную роль здесь сыграло растаскивание заводов бывшего Министерства химического и нефтяного машиностроения (Минхиммаш СССР) по различным ведомствам. Изменить ситуацию можно при помощи создания в отрасли мощных финансово-промышленных групп (ФПГ).

Наиболее реальная база для ФПГ - заводы, институты и КБ системы бывшего Минхиммаша СССР. Для "оборонки" производство фонтанной арматуры, превенторов, станков-качалок и прочего нефтегазового оборудования не является основным видом деятельности. Это и по уровню сложности, и по приоритетам аналогично производству товаров широкого потребления. Хотя, безусловно, к деятельности ФПГ необходимо привлечение ряда предприятий ВПК, производящих продукцию ближнего зарубежья. При этом не следует бояться привлечения в ФПГ иностранного капитала для проведения инвестиций в отечественное машиностроение. Гарантией его участия в подобных структурах служит обеспечение государством условий возвратности инвестиций. Лучше, если экспортируемая нефть будет способствовать развитию отечественного машиностроения, чем долгосрочной технологической зависимости России от западных производителей оборудования. Хотя и здесь следует избегать перегибов, так как иностранные инвесторы часто ставят условием оказания финансовой помощи нефтегазовому комплексу России проведение закупок оборудования за рубежом. На таких условиях распределяют кредиты ЭКСИМ-банк США, Международный банк реконструкции и развития и другие финансовые институты Запада. Поэтому бессмысленно говорить о полном запрете или директивном ограничении импорта. Более того, резкое повышение таможенных пошлин на ввозимое оборудование приведет только к дополнительному налогообложению нефтегазового комплекса, который и без того задушен налогами. Однако необходимо иметь орган, который хотя бы регистрировал контракты нефтяников. В настоящее время дать цельную информацию об импорте никто не может. На наш взгляд, эту функцию должно выполнять Министерство внешних экономических связей РФ.