НОВАЯ КНИГА
Издательство "Марин инжиниринг сервис" летом 1995 г. выпустило монографию "СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ". Авторы В.П. Серегин, В.П. Степанов и Е.Д. Халевинская - известные специалисты в области информатизации мирового сообщества.
СЕРЕГИН Виталий Павлович - академик, вице-президент Международной академии информатизации, президент отделения "Информатизация и инвестиции", первый заместитель генерального директора Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики РФ, лауреат международной премии и золотой медали "За выдающиеся заслуги в области информатизации мирового сообщества". Имеет ряд публикаций на тему "Иностранные инвестиции в России и за рубежом".
СТЕПАНОВ Валерий Павлович - академик Международной академии информатизации, президент совместного российско-финляндского предприятия "Марин инжиниринг сервис", главный редактор научно-производственного журнала "Марин инжиниринг сервис". Имеет ряд публикаций по проблемам привлечения иностранные инвестиций в российскую экономику.
ХАЛЕВИНСКАЯ Елена Дмитриевна - доктор экономических наук, профессор, действительный член Международной академии информатизации, ректор Института мировой экономики и информатизации Международной академии информатизации. Имеет ряд публикаций по проблемам сотрудничества России с международными финансовыми организациями, эффективности использования иностранных инвестиций в России.
Приведем основные положения предисловия к монографии.
Как известно, вопросы привлечения иностранных инвестиций в Россию вызывают постоянные споры, по этим проблемам возникают дискуссии, сталкиваются диаметрально противоположные точки зрения. Хотя размеры иностранного капитала в стране незначительны, существует мнение о "распродаже России и ее ресурсов". Негативную позицию занимают часть псевдопатриотически настроенной общественности и некоторые представители российского бизнеса, которые рассматривают привлечение иностранных инвестиций как возможное появление сильных конкурентов.
Однако нужно учитывать и другие обстоятельства. Прямые иностранные инвестиции для России в переходный период от централизованной экономики к рыночной являются значительным фактором усиления рыночных отношений и частной собственности. Их использование может служить мощным стимулятором экономических реформ, процесса приватизации и перехода к рыночной экономике. Следует учитывать и мировой опыт. Прямые иностранные инвестиции имеют большое значение не только для развивающихся или новых индустриальных стран, но и передовых стран Запада. Чем брать новые кредиты, проедать их на импорте продовольствия, увеличивать объемы государственного долга, лучше трезво оценить эффективность влияния иностранных инвестиций на российскую экономику и путем государственного регулирования попытаться создать благоприятные условия для предпринимательского капитала.
Преимущества иностранных инвестиций перед всеми видами экономической помощи неоднократно подчеркивались в отечественной и зарубежной литературе. Сформулируем их еще раз для современной экономической ситуации в России. Во-первых, прямые зарубежные инвестиции служат дополнительным источником капитальных вложений в производство товаров и услуг, разработку технологий, передовых методов управления и т.д. Во-вторых, они не ложатся бременем на внешний долг государства, напротив, способствуют получению средств для его погашения. В-третьих, обеспечивают определенную интеграцию российской экономики в мировую благодаря производственной и научно-технической кооперации.
К косвенным результатам использования иностранных инвестиций в отечественной экономике можно отнести привлечение новых технологий, "ноу-хау", оборудования и др.; создание "островков", "кристаллов" современного производства; подготовку и переподготовку отечественных специалистов и предпринимателей с использованием современных методов управления и организации производства; развитие экспортного потенциала страны; развитие богатых природными и людскими ресурсами регионов страны.
Конечно, в целом политика привлечения иностранных инвестиций должна находиться под строгим государственным контролем, а эффективное использование иностранного капитала должно стать одной из приоритетных отраслей государственного регулирования.
В указанной монографии предпринята попытка определения оптимального с точки зрения национальной экономики вмешательства государства в процесс регулирования потока иностранных инвестиций в Россию с учетом зарубежного опыта, международных правил и стандартов, особенностей российской экономической, политической, социальной ситуации в условиях отсутствия зрелой рыночной экономики и сформировавшегося частного сектора, способного эффективно использовать значительное количество иностранного капитала, а также отсутствия профессионально действующей финансовой инфраструктуры, содействующей цивилизованному и оперативному международному движению капитала, и в то же время с учетом определенного противодействия этому процессу некоторых социальных групп.
Структура монографии предопределена новой ролью государственного регулирования в России в переходный период от централизованной экономики к рыночной системе ведения хозяйства и особой ролью иностранных инвестиций в формировании частного сектора и рыночных отношений. Большое значение в этом вопросе имеют международная практика привлечения и использования иностранных инвестиций в национальной экономике и зарубежный опыт.
По этим причинам первая глава книги посвящена эволюции концепции государственного регулирования, в частности государственному регулированию иностранных инвестиций. Здесь же дан общий обзор международных стандартов и правил миграции предпринимательского капитала за границу. С этой целью использованы материалы монографии "Правила рынка: иностранные инвестиции; внешняя торговля; трудовая миграция; конкурентоспособность; дипломатия; помощь" под редакцией В.Д. Щетинина.
Кроме того, в первой главе исследуется опыт некоторых стран в использовании иностранных инвестиций. Наиболее интересными в этом плане показались Южная Корея, Аргентина и Китай. Выбор авторами этих стран не случаен. Южная Корея, например, относится к новым индустриальным странам. Значительный рост се национальной экономики объясняется, с одной стороны, присутствием большого количества иностранного капитала, а с другой - сбалансированной государственной политикой развития, в частности политикой в отношении иностранных инвестиций. Обширный государственный сектор экономики, крупные финансово-производственные группы (чеболи), постоянное вмешательство государства в экономические процессы - все это достаточно любопытно для России.
Изучение опыта использования иностранных инвестиций в Аргентине авторы монографии сочли полезным по нескольким причинам. Экономические процессы в этой стране тесно связаны с политическими, экономическая нестабильность во многом объясняется частыми сменами власти, что в некоторой степени напоминает российскую. Другая причина - большая внешняя задолженность Аргентины, находящейся с конца 70-х гг. в долговом кризисе. Проблемы получения новых кредитов привели се к необходимости привлекать иностранный капитал в форме инвестиций, что также крайне актуально для России.
Что касается Китая, то своеобразный путь этой страны от централизованной экономики к смешанной, к формированию своего рода рыночных отношений с высокой степенью вмешательства государства в экономику, а также ее размеры, сопоставимые с российскими, делают китайский опыт успешного использования иностранных инвестиций особенно интересным.
При изучении зарубежного опыта были использованы материалы монографий из общей серии "Наши деловые партнеры”, а именно: "Южная Корея", "Аргентина”, "Китай” под редакцией проф. И.П. Фаминского. Отдавая себе отчет в том, что перенесение любого чужого опыта, пусть даже успешного, в российскую экономическую действительность по ряду причин практически невозможно, авторы считают привлечение подобного материала очень полезным.
В последнем параграфе первой главы дастся количественная оценка эффективности международного движения капитала с точки зрения страны, принимающей капитал, страны, вывозящей капитал, а также отдельной компании, вкладывающей капитал за границей.
Вторая глава книги полностью посвящена иностранным инвестициям в российской экономике. В ней исследуются попытки государственного регулирования иностранных инвестиций в современный период, приводится большой объем уникальных статистических данных, характеризующих проникновение иностранного капитала - его количество, направления, отрасли, регионы. Однако авторы приходят к неутешительному выводу, что государственное регулирование иностранных инвестиций в России практически отсутствует, процесс идет спонтанно, не всегда в интересах всего общества в целом. Создание весьма сложного и тонкого механизма государственного регулирования, по всей видимости, еще впереди.
В основе государственного управления или регулирования лежит информация об объекте управления или регулирования. Современная экономическая информация отражает состояние производственной и финансовой деятельности объекта, которым может быть и национальная экономика в целом, и отдельные отрасли, и т.д. Возможности получения достоверной первичной информации, методики ее обработки, выбор сводных показателей лежат в основе правильных, обоснованных принципов регулирования экономических процессов. Что касается регулирования иностранных инвестиций в России, то в третьей главе отмечается, что заслуживающую доверие первичную информацию по этому вопросу можно получить в Государственной регистрационной палате при Министерстве экономики РФ, а Международная академия информатизации, в частности ее отделение "Информатизация и инвестиции", разрабатывает свою концепцию дифференцированного регулирования этого процесса. При этом отделение предлагает сотрудничество и государственным органам, занимающимся проблемой привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику, и частным предпринимателям, как российским, так и иностранным. В четвертой главе даются ответы на актуальные вопросы, наиболее часто встающие перед инвесторами.
Редколлегия журнала "Геология нефти и газа" считает, что монография окажется полезной с научной и практической точки зрения широкому кругу читателей, заинтересованных в экономическом процветании не только их предприятий, но и всего российского общества.