К оглавлению журнала

 

УДК 553.04.553 98

© В.И. Назаров, В.Д. Наливкин, Г.П. Сверчков, 1997

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕСУРСОВ НЕФТИ И ГАЗА РОССИИ

В.И. Назаров, В.Д. Наливкин, Г.П. Сверчков (ВНИГРИ)

Нефтегазовый комплекс Российской Федерации отличается значительной инерционностью развития, создающей большие трудности при передислокации работ из одних районов в другие. Возникающие при этом проблемы обусловлены не только препятствиями технического и технологического характера, которые в принципе преодолимы, но и необходимостью инвестирования огромных капиталовложений для подготовки ресурсной базы. Поэтому при анализе возможностей развития нефтегазодобывающей промышленности необходим учет как запасов разрабатываемых и выявленных месторождений, так и прогнозных ресурсов, представления о величине которых в значительной мере исходят из научных предположений и расчетов. Несмотря на вероятностный характер прогнозных ресурсов, подсчет их необходим, поскольку они служат основой для разработки стратегии развития добычи нефти и газа и обоснования долгосрочных программ поисков и разведки месторождений. При этом необходимо учитывать не только количество ресурсов нефти и газа, но и давать им экономическую оценку, позволяющую определять затраты на освоение тех или иных групп ресурсов, а также потенциальный экономический эффект от их освоения. Тем самым появляется возможность дифференцировать ресурсы по степени экономической доступности и определять приоритетные направления политики лицензирования перспективных нефтегазоносных территорий и акваторий.

Научно-методическим и координационным центром, обеспечивающим и координирующим работы по экономической оценке ресурсов углеводородного сырья Российской Федерации, является ВНИГРИ. Под его руководством и при непосредственном участии проведена экономическая оценка ресурсов нефти и газа перспективных территорий и акваторий Российской Федерации. В работе по выполнению экономической оценки принимали участие 18 научных и производственных организаций геологической службы нефтяной и газовой промышленности (ИГиРГИ, ЗапСибНИГНИ, СНИИГГиМС, ВНИИОЭНГ, НВиГГ, КамНИИКИГС, НИИморгеофизика, ВолгоградНИПИнефть, СахНИПИморнефтегаз, СевКавНИПИгаз, ПО "Арктикморнефтегазразведка", Западно-Сибирский РГЦ и др.).

В качестве исходной информационной базы для экономической оценки был принят количественный прогноз нефтегазоносности недр Российской Федерации на 01.01.93 г., подготовленный рядом научных организаций под руководством ВНИГНИ. Настоящая экономическая оценка ресурсов нефти и газа выполнена по состоянию на 01.01.94 г. Результирующие экономические показатели переведены по рекомендованным Министерством экономики РФ инфляционным индексам в масштаб цен 1996 г.

Согласно разработанной во ВНИГРИ методологии основным показателем экономической оценки углеводородных ресурсов является экономический эффект от их освоения. Этот эффект R можно рассматривать как потенциальную нефтяную (газовую) ренту, величина которой формируется под воздействием составляющих ее элементов: ренты продуктивности Rnp, ренты местоположения RM, ренты качества RK и ренты взаимозаменяемости RB3:

R = Rпр + Rм + RK + Rвз. (1)

Rпр зависит от горно-геологических характеристик прогнозируемых месторождений (крупности объектов, глубины залегания продуктивных горизонтов, производительности скважин и др.); RM – от географо-климатических условий районов работ, отдаленности от потребителей; RK – от физико-химических свойств нефти и газа (сернистости, плотности, вязкости и т.д..); Rвз определяется за счет разности цен данного и базового энергоносителей.

Влияние рассмотренных групп рентообразующих факторов на экономическую оценку ресурсов в различных регионах Российской Федерации проявляется по-разному. Например, в районах Урало-Поволжья с развитой нефтедобывающей и перерабатывающей промышленностью положительное влияние на величину экономической оценки оказывает фактор местоположения ресурсов по отношению к потребителям. За счет воздействия этого фактора в значительной мере уменьшается влияние фактора продуктивности, проявляющееся в данном регионе через снижение требований к крупности месторождений (вплоть до мельчайших) и к величине начальных дебитов скважин.

В районах Восточной Сибири, напротив, фактор местоположения, по сути, является ограничительным, резко снижающим эффективность освоения ресурсов нефти и газа из-за огромных затрат на транспортировку.

Экономическая оценка проводилась для ресурсов категорий С3, Д1 и Д2, дифференцированных по специальной методике на локальные нефтегазоносные объекты (залежи). После определения их числа и горно-геологических характеристик все локальные объекты объединяли в типовые группы.

Расчеты экономического эффекта от освоения типового локального объекта из каждой группы проводятся по следующей формуле:

где Rл - экономический эффект (рента) на начало расчетного периода; Zt - ценность добытой продукции в t-м году; Sпрt, Sдt, - предстоящие затраты Sтt, Sинt в t-м году соответственно на поисково-разведочные работы, добычу, транспорт, инфраструктуру; Eнп - норматив приведенных затрат (Eнп = Ед + Ер); Eд - ставка депозитного процента (принимается равной 10 %); Ер - надбавка за риск (принимается равной 2 %); tн, tk, t - соответственно начальный, конечный и текущий годы расчетного периода.

Затем производится суммирование экономического эффекта по группам локальных объектов, нефтегазоносным районам, областям, провинциям, субъектам Федерации и России в целом (табл. 1-4).

Анализ обобщающих результатов экономической оценки показывает, что ресурсы нефтегазоносных недр территорий и акваторий России обладают огромной потенциальной ценностью. Ожидаемый суммарный эффект от их освоения в масштабе цен 1996 г. составляет для нефтяных ресурсов 2,4 квдрлн р. (443 млрд дол.), для газовых -8,9 квдрлн р. (1,6 трлн дол.). Подавляющая часть этого эффекта приходится на перспективные территории. Доля акваторий в суммарном эффекте по нефти составляет 1,3 %, по газу – 20%.

Рентабельные для освоения ресурсы при принятом уровне цен (120 дол/т нефти, 90 дол/1000 м3 газа) имеются практически во всех регионах. Однако их доля сильно колеблется. Достаточно высокий процент рентабельных ресурсов характерен для районов с развитой нефтедобывающей промышленностью (Волго-Урал, Краснодарский край, Республика Коми, Тюменская область). В этих районах уже создана региональная инфраструктура, что существенно снижает капиталоемкость ввода новых мощностей при добыче. Особенно важно, что к рентабельным можно отнести около трети прогнозных ресурсов нефти Западной Сибири. Освоение основной массы ресурсов других регионов и акваторий потребует существенного повышения цен на нефть.

Максимальными потенциальными ресурсами нефти характеризуются недра Западной Сибири, которой несколько уступают Восточная Сибирь, Волго-Уральская и Тимано-Печорская НГП. Суммарный экономический эффект от освоения нефтяных ресурсов других регионов значительно меньше. В названных четырех крупнейших регионах сосредоточено свыше 15 млрд т ресурсов нефти, которые при разумной системе налогообложения могут быть вовлечены в промышленный оборот при существующем уровне цен на нефть (см. табл. 1).

На акваториях при современных экономических условиях возможно рентабельное освоение порядка 0,5 млрд т прогнозируемых ресурсов нефти.

Большой интерес представляет распределение прогнозируемых рентабельных ресурсов нефти и экономического эффекта от их освоения по субъектам Российской Федерации (см. табл. 2). Наибольший объем рентабельных ресурсов прогнозируется в Ханты-Мансийском автономном округе. На этот же субъект Федерации приходится 23 % потенциального эффекта от освоения всех рентабельных прогнозных ресурсов нефти Российской Федерации. Крупный экономический эффект может быть получен от освоения нефтяных ресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа. Однако разработка ресурсов данного района, приуроченных в большей части к нефтяным оторочкам, требует решения сложных технологических проблем. В европейской части России наиболее крупным потенциалом отличаются Республика

Коми и Ненецкий автономный округ. Большой ценностью обладают также прогнозные ресурсы Республики Татарстан, характеризуемые, кроме того, большой концентрацией эффекта. Можно назвать еще несколько субъектов Федерации, обладающих сравнительно крупным потенциалом рентабельных ресурсов нефти. К ним относятся Оренбургская, Пермская и Самарская области, Республики Башкортостан и Удмуртия, Волгоградская область и юг Тюменской области, Краснодарский край. Ценность ресурсного потенциала других субъектов Российской Федерации на порядок ниже.

Что касается ресурсов газа, то экономические показатели от освоения представляются значительно более оптимистичными. В целом по Российской Федерации ресурсы газа могут рентабельно осваиваться при существующих экономических условиях (57 % - на суше и 40 % – на акваториях).

Основной объем рентабельных ресурсов газа сосредоточен в Западной Сибири, которая в обозримой перспективе по-прежнему останется главной газоснабжающей базой страны (см. табл. 3). Большие объемы рентабельных ресурсов прогнозируются также в Восточной Сибири, Карском и Баренцевом морях.

Необходимо отметить, что, хотя рентабельные ресурсы газа и акваторий соизмеримы с ресурсами газа Западной Сибири, доход с каждой их единицы на морях ожидается в 1,5-2,0 раза ниже. Данное обстоятельство объясняется чрезвычайно высокой капиталоемкостью обустройства месторождений в суровых климатических условиях арктических акваторий.

Распределение потенциального экономического эффекта от освоения рентабельных ресурсов газа по субъектам Российской Федерации свидетельствует о том, что главной ресурсной базой газовой промышленности страны еще в течение длительного периода времени останется Ямало-Ненецкий автономный округ (см. табл. 4). Здесь прогнозируется концентрация трети всех рентабельных ресурсов газа. Это почти столько же, сколько в Восточной Сибири и Карском море, вместе взятых. Учитывая уже созданную систему газопроводов, преимущество этого района очевидно.

Выделенные основные группы регионов, эффективных для освоения ресурсов нефти и газа, отличаются наиболее благоприятными горно-геологическими характеристикам и местоположением. Освоение основной массы ресурсов других регионов и акваторий требует существенного повышения цен на нефть и газ. При этом темпы роста цен в большинстве регионов (за исключением Западной Сибири) не соизмеримы с повышением доли рентабельных ресурсов, поскольку со временем в освоение вовлекаются, как правило, ресурсы худшего качества. Например, при повышении цены нефти со 115 до 150 дол/т, т.е. на 40 %, доля рентабельных ресурсов в Тимано-Печорской провинции, Урало-Поволжье и Восточной Сибири повышается только на 8-9 %. При росте цен до 200 дол/т прирост доли рентабельных ресурсов сохраняется примерно на таком же уровне. В ряде районов значительный процент нерентабельных ресурсов остается даже при повышении цены до 300 дол/т.

Для однозначного определения приоритетности регионов по освоению ресурсов нефти и газа недостаточно иметь данные об объемах рентабельных ресурсов и величине абсолютного экономического эффекта. Большое значение имеет и относительная их ценность в расчете на единицу площади. Среди крупнейших регионов страны наибольшей концентрацией нефтеносного богатства недр обладает Западная Сибирь. Однако имеется и ряд небольших районов, для которых прогнозируется весьма высокая концентрация экономического эффекта.

Для дифференциации перспективных территорий и акваторий по степени богатства нефтеносных недр выделено шесть классов ценности недр по удельному доходу на 1 км2 перспективной площади, млн р.: 1-й - >1000; 2-й - 350-1000; 3-й - 150-350; 4-й - 50-150; 5-й - 5-50; 6-й-< 5.

Анализ показывает, что перспективные территории 1-го класса ценности имеются только в трех провинциях: Западной Сибири (Надым-Пурская, Среднеобская и Фроловская НГО), Тимано-Печорской НГП (Печоро-Колвинская, Хорейверская и Варандей-Адзьвинская НГО) и Волго-Уральской НГП (Мелекесская и Южно-Татарская нефтеносные области).

Площади 2-го класса ценности недр, наряду с названными выше провинциями, отмечаются в Восточной Сибири (Непско-Ботуобинская НГО), Печорском море и на о-ве Сахалин. Остальные регионы, включая акватории, характеризуются значительно меньшими значениями этого показателя. Ранжирование всей перспективной территории Российской Федерации по ценности нефтеносных недр служит базой для обоснования приоритетных направлений поисков месторождений и выделения лицензионных участков в наиболее богатых регионах. Для решения последней задачи целесообразно составление региональных геолого-экономических карт, которые допускают детальное районирование территории с выделением отдельных зон, центров возможной нефтедобычи и перспективных участков для лицензирования. Такие карты построены ВНИГРИ для Архангельской области и некоторых районов Республики Коми.

Аналогичная дифференциация перспективных территорий и акваторий приведена и для ресурсов газа (см. табл. 3, 4).

Представляет интерес доля затрат на поисково-оценочные работы, определенная в результате расчета затрат на освоение ресурсов нефти и газа. Для нефтяных ресурсов территорий доля этих затрат в зависимости от регионов изменяется от 2 до 46 %, для газовых - от 1,9 до 38 %, что гораздо выше существующих ставок воспроизводства минерально-сырьевой базы. По акваториям этот показатель составляет 2-14 %.

Приведенные цифры свидетельствуют о том, что принятый в настоящее время усредненный подход к определению ставок воспроизводства минерально-сырьевой базы экономически не обоснован и не соответствует реальным потребностям в средствах на геолого-разведочные работы в различных регионах страны.

Экономическая оценка ресурсов нефти и газа и данные по разрабатываемым и выявленным запасам могут служить основой для разработки долгосрочного экономически обоснованного прогноза их освоения.

Составленный на базе экономической оценки долгосрочный прогноз освоения ресурсов нефти (рисунок) показывает, что ни в настоящее время, ни в ближайшей и отдаленной перспективе ресурсных ограничений для развития добычи нефти не существует.

Даже при подтверждаемости величины прогнозных ресурсов на 50 % ресурсный потенциал нефтяной промышленности способен обеспечивать потребности страны в нефти в течение длительного периода времени.

При прогнозе рассматриваются три основных варианта освоения ресурсов нефти Российской Федерации до 2020 г.: 1-й - максимальный, 2 - оптимальный, 3-й - минимальный (табл. 5). Уровни добычи по этим вариантам определены исходя из потребления нефти на душу населения в наиболее развитых странах: 1-й вариант - 3 т/чел. (США и др.), 2-й вариант - 2,5 т/чел, (развитые европейские страны - Германия, Англия и др.), 3-й вариант - 2 т/чел. (страны СНГ, Финляндия и др.). Необходимо отметить, что цифры добычи нефти по 2-му и 3-му вариантам на период до 2010 г. соответствуют уровням добычи нефти, принятым в долгосрочной энергетической стратегии России.

Рекомендованная программа освоения ресурсов нефти предусматривает прежде всего ускоренный ввод в разработку уже разведанных месторождений (затраты на подготовку к освоению омертвляются в течение многих лет). Из вновь открытых месторождений в зависимости от варианта прогноза будет добыто от 0,2 до 0,8 млрд т нефти.

Однако для обеспечения такого уровня добычи из новых месторождений необходимо подготовить запасы (в зависимости от варианта прогноза) в количестве от 3,0 до 10,3 млрд т нефти. С учетом того обстоятельства, что рентабельными из числа подготовленных окажутся лишь 50 %, практический объем подготовленных запасов должен быть в 2 раза больше. Таким образом, необходимая суммарная величина подготовленных запасов в прогнозируемом 25-летнем периоде должна составлять от 6,0 до 20,6 млрд т нефти.

Затраты на подготовку запасов для поддержания добычи из новых месторождений в зависимости от варианта прогноза необходимы в объеме от 46 до 158 млрд дол. Суммарные затраты на освоение ресурсов по рассматриваемым вариантам колеблются от 137 до 561 млрд дол.

Рассмотрим оптимальный вариант распределения объема добычи нефти по ведущим регионам (табл. 6). Основной объем добычи, как и по другим вариантам, приходится на Западную Сибирь. Урало-Поволжье занимает второе место, но к концу прогнозируемого периода этот регион по уровню добычи будет постепенно замещаться Восточной Сибирью. В конце прогнозируемого периода существенное значение будут иметь акватории, объем добычи по которым в совокупности приблизится к объему добычи в Урало-Поволжье.

Итак, экономическая оценка ресурсов нефти и газа показывает, что Россия обладает огромным богатством недр, превышающим нефтегазовый потенциал любой страны мира. При существующем уровне цен возможно рентабельное освоение свыше трети прогнозных ресурсов нефти и половины ресурсов газа. Если считать, что данная величина прогнозных ресурсов подтвердится на 100 %, то в совокупности с уже разведанными балансовыми запасами это обеспечивает потребности России в нефти более чем на 100 лет, а в газе - на 150 лет. Даже в случае подтверждаемости оценок прогнозных ресурсов на 50 % в обозримой перспективе ограничений ресурсного характера для развития нефтегазовой промышленности не будет. Наибольший потенциальный доход связан с освоением ресурсов газа, расчетная ценность которых при современном уровне цен составляет 2,3 трлн дол. Освоение прогнозных ресурсов нефти может принести доход порядка 0,5 трлн дол.

Реализация нефтегазового потенциала страны требует огромных капитальных вложений не только непосредственно на поиски и оценку месторождений в новых отдаленных, труднодоступных районах, но и на их промышленное обустройство и создание специализированной инфраструктуры. Решение этой проблемы невозможно без усиления государственной поддержки нефтегазового комплекса и улучшения государственного регулирования недропользования, которое в последние годы существенно ослабло.

Отсутствие единой политики лицензирования, исходящей из текущих и перспективных потребностей страны в нефти и газе и обеспечения развития минерально-сырьевой базы, а также дефицит инвестиций приводят к снижению объемов добычи нефти, в результате чего не обеспечивается не только расширенное, но и простое воспроизводство запасов нефти и газа.

Для ликвидации дефицита инвестиций и более широкого привлечения их в нефтяную отрасль необходимо усовершенствовать систему налогообложения. Важно, чтобы огромный экономический эффект от освоения нефтеносных недр был справедливо и научно обоснованно поделен между инвесторами - пользователями недр и собственником недр – государством, которое защищает интересы общества в целом. С этой целью должна быть разработана и законодательно утверждена научно обоснованная система изъятия нефтяной ренты через специальные налоги, связанные с пользованием недрами.

Современная практика установления ставок бонусов и роялти не обеспечивает полное изъятие нефтяной ренты и не устраивает ни пользователей, ни собственника недр. Малый диапазон ставок роялти, тенденции к их усреднению приводят к тому, что освоение мелких месторождений становится невыгодным, а с крупных объектов государство недополучает значительную часть сверхприбыли.

Требуется дальнейшее совершенствование законодательной базы недропользования, поскольку существующие Законы "О недрах" и "О соглашениях о разделе продукции" не стимулируют поисковую деятельность, связанную с наибольшим риском потери инвестиций. Между тем в настоящее время наиважнейшая проблема геологической отрасли -наиболее полное раскрытие и подтверждение ограниченными объемами поисковых работ ресурсного потенциала каждого региона. Это позволит подготовить новые месторождения нефти, привлекательные для инвесторов.

Для выработки более точного представления о ценности нефтегазового потенциала страны необходимо улучшить информационное обеспечение научных исследований. В настоящее время геологическая и экономическая информация, требующаяся для проведения экономической оценки, стала практически недоступной.

Экономическая оценка ресурсов нефти и газа в условиях современного российского недропользования должна стать реальным инструментом принятия решений при выборе направлений региональных исследований и поисковых работ с целью выделения новых конкурентоспособных лицензионных участков, а также при оформлении лицензий на право пользования недрами. Для этого необходимо решить следующие задачи методического и организационного характера:

1. Подготовить пакет нормативных документов, определяющих методику и порядок проведения экономической оценки нефтегазоперспективных территорий, локальных объектов и выявленных месторождений при подготовке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, разработке территориальных программ воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородного сырья.

2. Разработать принципы и методику геолого-экономического мониторинга нефтегазовых ресурсов и запасов, представляющих собой систему регулярного сбора информации по локальным объектам, нефтегазоносным комплексам, нефтегеологическим районам и областям и оценку их экономической значимости. Это позволит учитывать влияние любых изменений геологической и экономической ситуации на представление об экономической доступности ресурсов и ценности нефтегазовых объектов любого масштаба в каждый момент возникновения потребности в такой оценке.

3. Создать надежную информационную базу по всем регионам России, содержащую сведения о динамике движения ресурсов и запасов углеводородов, технико-экономических показателях геолого-разведочных работ, обустройства месторождений, работ по созданию транспортных коммуникаций и региональной инфраструктуры с разграничением уровней доступа к той или иной информации в зависимости от ее коммерческой ценности. Создать региональные и федеральные научно-аналитические центры, способные аккумулировать необходимую информацию и проводить количественную и экономическую оценку месторождений и ресурсов нефти и газа, осуществлять экспертизу технико-экономических обоснований и проектов освоения лицензионных участков.

4. Повысить надежность и достоверность экономической оценки ресурсов нефти и газа за счет проведения многовариантных расчетов, учитывающих факторы геологического, технологического и экономического риска, степень подтверждаемости количественных подсчетов ресурсов, изменения внутренних и мировых цен на нефть и газ.

ABSTRACT

The paper presents some results of economic evaluation of resources by enlarged geological regions, marine areas, subjects of Russian Federation and by Russia as a whole carried out with participation of many research and production organizations as of 01.01.94. The resultant economic indices are converted in the scale of prices as of 1996. Information is given about the scale of oil and gas economically developed resources, total and specific economic effects which can be obtained from resources development, the value of subsurface estimation by profit from 1 sq km of promising area, etc. By aggregate of geologic-economic indices the regions, marine areas and subjects of Russian Federation are ranged by priority of their development up to 2020. On the basis of geologic-economical evaluation of resources and data about discovered reserves three variants of long-term prognosis of oil resources development in Russian Federation and its major regions were considered. From these variants, production levels were determined by per capita consumption of oil in foreign countries with different socio-economic development. Volumes of reserves to be prepared and exploration and production costs are approximately evaluated. The article gives recommendations to improve geologic-economical evaluation of resources and legislative base of the subsurface use.

Таблица 1 Экономическая оценка ресурсов нефти Российской Федерации (по состоянию на 01.01.96 г.)

Нефтегазоносные территории и акватории

Процент рентабельных ресурсов

Число объектов разработки

Процент рентабельных объектов разработки

Экономическая характеристика рентабельных ресурсов

Доля затрат на ГРР в затратах на освоение рентабельных ресурсов, %

Всего

В том числе рентабельных

Экономический эффект, млрд. р.

Ценность недр, млн. р/км2

Тимано-Печорская НГП

50

2928

532

18

288594

953

25

Волго-Уральская НГП

60

8859

2787

31

528720

572

33

Прикаспийская НГП

9

1319

21

2

22540

180

10

Балтийская НО (Калининградская область)

71

86

41

48

5934

450

46

Московская синеклиза (СНГР)

41

288

33

12

15502

99

6

Северо-Кавказская НГП

41

1665

443

27

52590

378

25

Западно-Сибирская НГП

35

3810

762

20

754149

585

2

Восточно-Сибирская мегапровинция

29

6736

92

1

668776

207

-

Бассейны Дальнего Востока

38

702

173

25

28000

107

24

ИТОГО

36

26393

4884

19

2364805

367

9

Азовское море

-

6

-

-

-

-

-

Каспийское море

-

159

-

-

-

-

-

Черное море

-

23

-

-

-

-

-

Балтийское море

21

101

2

2

1270

70

7

Баренцево море

-

829

-

-

-

-

-

Печорское море

10

609

3

0,5

7271

55

4

Карское море

7

451

2

0,5

2672

4

2

Море Лаптевых

-

594

-

-

-

-

-

Восточно-Сибирское море

-

801

-

-

-

-

-

Чукотское море

-

434

-

-

-

-

-

Берингово море

-

282

-

-

-

-

-

Охотское море

7

1125

3

0,3

4270

7

4

Японское море

-

114

-

-

-

-

-

Тихий океан

-

35

-

-

-

-

-

ИТОГО

5

4318

10

0,2

15483

4

3

ВСЕГО

29

30711

4894

16

2380288

240

9

Таблица 2 Экономическая оценка ресурсов нефти по субъектам Российской Федерации

Экономические районы

Рентабельные ресурсы, млн т

Число объектов разработки

Экономическая характеристика рентабельных ресурсов

Всего

В том числе рентабельных

Экономический эффект, млрд р.

Ценность недр, млн р/ км2

Северный район

1060

2928

532

288594

953

Республика Коми

503

1526

375

148449

767

Ненецкий автономный округ

557

1402

157

140145

1282

Калининградский район Калининградская область

19

86

41

5934

449

Центральный район

58

203

23

12146

101

Ивановская область

11

32

3

2274

95

Костромская область

32

114

12

5926

99

Ярославская область

15

57

8

3946

110

Волго-Уральский регион

2275

10720

2816

554572

635

Волго-Вятский район

115

530

165

28747

156

Кировская область

66

291

94

16532

399

Нижегородская область

18

109

26

3704

50

Республика Мари Эл

24

78

34

6713

289

Республика Мордовия

7

27

10

1735

67

Республика Чувашия

0,2

25

1

60

3

Уральский район

1047

4683

1202

242566

707

Пермская область

232

935

353

57626

443

Коми-Пермяцкий автономный округ

16

73

23

3900

119

Свердловская область

51

182

85

12505

706

Республика Удмуртия

187

506

229

62663

1489

Республика Башкортостан

198

1130

303

46650

600

Оренбургская область

379

1930

232

63122

802

Поволжский район

1113

5507

1449

283259

816

Республика Татарстан

385

1169

584

101305

2423

Ульяновская область

66

293

95

19063

512

Пензенская область

28

105

40

7500

180

Самарская область

269

867

374

76020

1418

Саратовская область

183

1106

235

39808

710

Волгоградская область

150

1484

94

35633

469

Астраханская область

-

160

-

-

-

Республика Калмыкия

32

323

27

3930

218

Северо-Кавказский район

219

1611

448

52773

455

Краснодарский край

106

365

289

29135

837

Республика Адыгея

4

28

9

833

203

Ставропольский край

47

443

45

8889

277

Ростовская область

-

-

-

-

-

Республика Ингушетия

2

28

3

147

62

Республика Северная Осетия

4

59

5

490

118

Чеченская Республика

8

156

7

784

62

Республика Кабардино-Балкария

7

262

26

3930

269

Республика Дагестан

45

298

73

9398

388

Западно-Сибирский район*

-

3756

707

676210

544

Ямало-Ненецкий автономный округ

-

810

134

111278

203

Ханты-Мансийский автономный округ

-

2580

541

545982

1397

Тюменская область

-

195

30

16118

242

Томская область

-

141

2

2832

16

Новосибирская область

-

18

 

_

-

Омская область

-

12

_

_

_

Восточно-Сибирский район** Красноярский край

 

54

     

Дальневосточный район

135

702

173

28000

101

Чукотский автономный округ

31

153

32

3320

93

Корякский автономный округ

-

137

-

-

-

Камчатская область

12

185

14

1195

23

Сахалинская область

92

194

127

23485

626

Хабаровский край

-

14

-

-

-

Амурская область

-

19

-

-

-

Приморский край

-

-

-

 

~

*Абсолютные значения рентабельных ресурсов нефти и газа по Западно-Сибирскому району и входящим в него субъектам РФ в табл. 2 и 4 не приводятся из-за конфиденциального характера информации.

**Экономическая оценка ресурсов нефти и газа по субъектам РФ в Восточно-Сибирском районе и по Республике Саха (Якутия) в Дальневосточном районе не проводилась.

Таблица 3 Экономическая оценка ресурсов газа Российской Федерации по элементам неф-тегеологического районирования (по состоянию на 01.01.96 г.)

Нефтегазоносные территории и акватории

Процент рентабельных ресурсов

Число объектов разработки

Процент рентабельных объектов разработки

Экономическая характеристика рентабельных ресурсов

Доля затрат на ГРР в затратах на освоение рентабельных ресурсов

Всего

В том числе рентабельных

Экономический эффект, млрд р.

Ценность недр, млн р/км2

Тимано-Печорская НГП

61

1760

464

26

173654

1103

38,4

Волго-Уральская НГП

75

3961

2683

68

313404

895

20,0

Прикаспийская НГП

47

6857

619

9

668360

4050

6,0

Северо-Кавказская НГП

39

2499

790

32

81300

251

21,0

Западно-Сибирская НГП

74

4907

3214

66

4006824

3059

1,9

Восточно-Сибирская мегапро-винция

42

6093

201

3

1779742

551

11,9

Дальний Восток

40

1751

512

29

81850

311

39,0

ИТОГО

58

27828

8483

31

7105134

1225

6,7

Азовское море

51

90

10

11,0

6560

570

8,8

Каспийское море

56

221

9

4,0

30650

381

14,0

Черное море

38

63

3

5,0

3600

781

11,0

Баренцево море

33

6147

57

1,0

580723

799

2,4

Печорское море

18

620

6

1,0

12921

97

5,6

Карское море

60

3287

167

5,0

1129402

1823

3,2

Море Лаптевых

-

845

-

-

-

-

-

Восточно-Сибирское море

11

887

1

0,1

8550

13

3,3

Чукотское море

-

426

-

-

 

-

-

Берингово море

-

534

.

-

-

-

-

Охотское море

12

3106

8

0,3

25630

45

5,0

Японское море

-

233

-

-

-

-

-

Тихий океан

-

74

-

-

-

-

-

ИТОГО

40

10403

258

3,0

1798036

516

8,6

ВСЕГО

50

38231

8741

23

8903170

959

7.4

Таблица 4

Экономическая оценка ресурсов газа по субъектам Российской Федерации

Экономические районы

Рентабельные ресурсы, млрд м3

Число объектов разработки

Процент рентабельных объектов разработки

Экономическая характеристика рентабельных ресурсов

Всего

В том числе рентабельных

Экономический эффект, млрд р.

Ценность недр, млн р/км2

Северный район

810

1682

439

26

169018

1099

Республика Коми

484

1199

316

26

97870

892

Ненецкий автономный округ

326

483

123

26

71148

1617

Волго-Уральский регион

3823

11253

2480

22

771583

1659

Уральский район

830

2601

1243

48

209464

1108

Пермская область

206

407

383

94

61424

1054

Свердловская область

196

416

128

31

65611

3536

Республика Башкортостан

200

585

372

64

46365

1317

Оренбургская область

228

1193

360

30

36064

468

Поволжский район

2993

8652

1237

14

562119

2044

Самарская область

3

14

14

100

400

0,00001

Саратовская область

495

1578

635

40

98742

1437

Волгоградская область

675

1777

408

23

63222

1319

Астраханская область

1594

4160

118

3

352102

7984

Республика Калмыкия

226

1123

62

6

47653

627

Северо-Кавказский район

451

2460

796

32

108607

391

Краснодарский край

213

790

388

49

52806

668

Республика Адыгея

20

81

37

46

4108

684

Ставропольский край

58

437

165

38

9357

134

Ростовская область

140

332

185

56

40070

697

Республика Ингушетия

-

39

-

-

-

-

Республика Северная Осетия

-

82

-

-

-

-

Чеченская Республика

-

239

-

-

-

-

Республика Кабардино-Балкария

-

56

-

-

-

-

Республика Дагестан

20

404

21

5

2266

57

Западно-Сибирский район

-

4718

3126

66

3924144

3337

Ямало-Ненецкий автономный округ

-

4181

2788

67

3483614

6322

Ханты-Мансийский автономный округ

-

490

310

63

398108

1023

Томская область

-

34

28

32

42422

238

Новосибирская область

-

8

-

-

-

-

Омская область

-

5

-

-

-

-

Дальневосточный район

600

1751

512

29

81850

311

Чукотский автономный округ

133

377

112

30

15493

433

Магаданская область

-

22

-

-

-

-

Корякский автономный округ

103

377

74

20

10468

218

Камчатская область

170

502

128

25

22367

428

Сахалинская область

153

290

155

53

30057

801

Хабаровский край

21

80

24

30

1576

73

Амурская область

20

103

19

18

1890

28

Приморский край

-

-

-

-

-

-

Таблица 5

Варианты долгосрочного прогноза освоения ресурсов нефти Российской Федерации

Показатели

Годовой темп отбора запасов, %

1-й вариант 4,3

2-й вариант 3,6

3-й вариант 3,2

Суммарная добыча нефти из новых месторождений, млрд т

0,8

0,5

0,2

Суммарная величина запасов новых месторождений, вводимых в разработку, млрд т

10,3

9,6

3,0

Суммарная величина запасов на всех новых месторождениях, млрд т

20,6

19,2

6,0

Таблица 6

Прогноз освоения ресурсов нефти Российской Федерации в 2000-2020 гг.

(2-й вариант - годовой темп отбора запасов - 3,6 %)

Показатели

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Урало-Поволжье

Тимано-Печорский регион

Всего по Российской Федерации

2000

2005

2010

2015

2020

2000

2005

2010

2015

2020

2000

2005

2010

2015

2020

2000

2005

2010

2015

2020

2000

2005

2010

2015

2020

Добыча нефти, млн т

232

241

250

265

255

2

10

19

30

41

54

50

48

45

42

17

18

21

24

22

312

327

348

384

400

В том числе: открытых месторождений

232

241

250

245

220

2

10

17

21

22

53

48

44

37

33

17

18

20

22

19

311

324

339

337

311

новых месторождений

0

0

0

20

35

0

0

2

9

19

1

2

4

8

9

0

0

1

2

3

1

3

9

47

89

Доля добычи с новых месторождений, %

0

0

0

8

14

0

0

11

30

46

2

4

8

18

21

0

0

5

8

14

0,3

1

3

12

22

Запасы новых месторождений, млрд т

8,1

4,4

1,1

0,8

19,3

В том числе вводимых в разработку, млрд т

4,0

2,2

0,5

0,4

9,6

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ ДОБЫЧИ НЕФТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 - Российская Федерация; 2 - Западная Сибирь; 3 - Урало-Поволжье; цифры в кружках - вариант прогноза (см. табл. 5)