© Р.А. Храмов, Э.М. Халимов, 2005 |
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НЕФТЯНЫЕ ЗАПАСЫ
(Статья поступила в редакцию 1 сентября 2005 г. и печатается по решению главного редактора Ф.К. Салманова. Затрагиваемые в статье вопросы имеют очень важное значение. К сожалению, в нашей стране мало занимаются проблемой стратегических запасов нефти, хотя она очень важна, и необходимо серьезно заняться ее решением.)
Р.А. Храмов (Госдума), Э.М. Халимов (ВНИГРИ)
29 августа 2005 г. по побережью американских штатов Луизиана, Алабама и Миссисипи пронесся ураган «Катрина», которому специалисты присвоили 5-ю, максимальную категорию по шкале Саффира Симпсона. Ураган уже отнесли к небывалой по масштабам национальной катастрофе Соединенных Штатов и причислили к самому дорогому по причиненному ущербу экономике страны. Котировки на электронных торгах Нью-Йоркской торговой биржи NYMEX резко подскочили. Цена нефти пробила уровень 70 дол. США за баррель и достигла 70,8 дол. США.
До урагана на шельфе Мексиканского залива добыча нефти осуществлялась с 819 платформ и составляла 1,5 млн. баррелей в день, а добыча газа достигала 10 млрд. кубических футов из 134 скважин.
Суточная добыча в Мексиканском заливе уменьшилась на 92 %, природного газа - на 83 %. Остановлено 711 нефтяных платформ и газовых скважин. Объем добычи, которого лишились США, равен объему оставшихся в мире свободных мощностей.
Чтобы восстановить объем добычи нефти после прошлогоднего урагана «Иван Грозный», считавшегося до «Катрины» самым разрушительным, потребовалось полгода напряженной работы. Последствия «Катрины» для нефтегазодобычи еще более значительны.
Чтобы справиться с последствиями самой тяжёлой стихийной катастрофы в истории страны и поддержать на нормальном уровне производство на нефтеперерабатывающих заводах в Луизиане, президент Джордж Буш принял решение использовать стратегические нефтяные запасы (СНЗ) США.
Стратегические нефтяные запасы - это крупнейший мировой источник буферных запасов сырой нефти США. Находящиеся в федеральной собственности нефтяные запасы хранятся в огромных соляных кавернах вдоль побережья Мексиканского залива.
Решение об извлечении (выведении) сырой нефти из СНЗ принимается президентом в соответствии с полномочиями по закону об энергетической политике и сохранении энергетических ресурсов. В случае энергетического кризиса СНЗ будут реализованы путем аукционных торгов. Хотя СНЗ использовались для выхода из кризиса только однажды (во время операции "Буря в пустыне" в 1991 г.), их внушительный объем (более 700 млн. баррелей) является значительным сдерживающим фактором для ограничения импорта нефти и ключевым инструментом внешней политики.
Необходимость в национальных нефтяных резервах признавалась ещё, по меньшей мере, 50 лет назад.
Министр внутренних дел отстаивал создание буферных запасов сырой нефти еще в 1944 г. Комиссия по политике в области производства минерального сырья президента Трумэна предлагала создание стратегических нефтяных резервов в 1952 г. Президент Эйзенхауэр советовал создать нефтяные запасы после Суэцкого кризиса 1956 г. Специальная комиссия по контролю над импортом нефти при кабинете министров предлагала то же самое в 1970 г.
Однако реально принять решение о создании СНЗ заставило эмбарго на поставки нефти в 1973-1974 гг. Прекращение нефтяных потоков в США из многих арабских стран потрясло экономику США. В результате последствий нефтяного кризиса Соединенные Штаты основали СНЗ.
Президент Форд запустил программу создания СНЗ, подписав закон об энергетической политике и сохранении энергетических ресурсов 22 декабря 1975 г. В законе указывалось, что частью американской политики является установление СНЗ объёмом до 1 млрд. баррелей нефти.
Мексиканский залив явился логическим выбором места размещения нефтяных запасов. Более 500 соляных куполов расположено вдоль побережья. Это - регион местоположения многих американских нефтеперерабатывающих заводов и развитых транспортных связей для танкеров, барж и трубопроводов. В апреле 1977 г. правительство приобрело несколько соляных каверн для организации первых хранилищ. Строительство первых наземных сооружений началось в июне 1977 г.
21 июля 1977 г. первая нефть - примерно 412 тыс. баррелей легкой нефти из Саудовской Аравии были поставлены в СНЗ. Так началось заполнение буферных нефтяных запасов США.
Современное состояние
Сегодня СНЗ имеют потенциальную вместимость 700 млн. баррелей. Это крупнейший буферный нефтяной запас в мире. В совокупности на сооружения и создание запасов сырой нефти затрачено более 20 млрд дол. США национальных инвестиций в энергетическую безопасность.
Заполнение было приостановлено в 1995 г., чтобы перераспределить бюджетные ресурсы для обновления оборудования СНЗ и увеличения срока службы комплекса, по крайней мере, до конца первой четверти XXI в. В 1999 г. наполнение было возобновлено по совместной инициативе Министерства энергетики и Министерства внутренних дел в виде поставок нефти по системе роялти с федеральных прибрежных участков в СНЗ.
Создание резервов сырой нефти в СНЗ снижает уязвимость нации перед перебоями в поставках нефти, последствиями поддержания экономической и национальной безопасности и ведения внешней политики. Ценность СНЗ была доказана в 1991 г., когда частичное использование нефти в сочетании с скоординированной международной реакцией помогли восстановить равновесие на мировых нефтяных рынках во время войны в Персидском заливе.
19 января 1991 г. совместно с международными попытками противостоять иракскому вторжению в Кувейт президент Джордж Буш издал указ о первом в истории экстренном изъятии нефти из СНЗ. Министерство энергетики осуществило план по изъятию и продаже 33,75 млн. баррелей сырой нефти - доли Соединенных Штатов, согласованной с Международным энергетическим агентством.
Изъятие проходило по расписанию и без каких-либо серьёзных осложнений. Однако между первоначальной авторизацией и конечной продажей мировые поставки нефти и цены на неё стабилизировались, и Соединённые Штаты снизили сумму продажи до 17,3 млн. баррелей, которые были проданы 13 компаниям.
В управлении Программой СНЗ главной целью является поддержание готовности нефтяных запасов к кризисным ситуациям для их использования по указанию президента.
В 1993-2000 гг. основным приоритетом было поддержание постоянной готовности резервов, по крайней мере, до 2020 г., путем проведения программ по продлению срока службы оборудования. Это включало замену или обновление насосов, трубопроводов и других ключевых компонентов СНЗ в районе побережья Мексиканского залива.
13 ноября 2001 г. президент Джордж Буш распорядился заполнить СНЗ до их максимальной ёмкости, примерно 700 млн баррелей, продолжая использовать программу "Royalty-in-Kind" ("роялти в виде продукции"), проводимую совместно Министерством энергетики и Министерством внутренних дел. Программа "роялти в виде продукции" применяется к нефти, которая причитается американскому правительству от производителей, работающих на взятых в аренду месторождениях внешнего континентального шельфа, находящихся в собственности федерального правительства. Эти производители обязаны предоставить от 12,5 до 16,7 % нефти, которую они производят, правительству США. Правительство может либо потребовать получение самой нефти, либо получить эквивалент ее долларовой стоимости.
Основанные в 1975 г. после нефтяного эмбарго стран ОПЕК СНЗ первоначально должны были содержать, по меньшей мере, 750 млн. баррелей сырой нефти в качестве страховки против будущих ограничений импорта (максимальный размер был в дальнейшем снижен до 700 млн баррелей, когда были выведены из эксплуатации геологически нестабильные места хранения).
Первоначальным намерением было заполнение СНЗ в основном за счет покупки сырой нефти на открытом рынке. Опасения относительно уязвимости Соединенных Штатов перед новыми ограничениями поставок нефти заставили федеральное правительство закупить основную часть нефти для СНЗ в конце 70-х и начале 80-х гг., когда мировые цены на нефть превышали 30 дол. США за баррель. Это и есть основная причина того, что средняя цена нефти в резервах на сегодняшний день превышает 27 дол. США за баррель.
Однако из-за роста дефицита федерального баланса администрация Клинтона в 1994 г. приостановила закупки сырой нефти на открытых рынках. Импорт нефти в Соединенные Штаты продолжал расти, при этом защита, предоставляемая резервом (запасы составляли менее 600 млн. баррелей), неуклонно ослаблялась.
В феврале 1999 г. администрация Клинтона объявила о новом плане по возобновлению пополнения стратегических нефтяных запасов за счет федеральной нефти, полученной в качестве роялти с месторождений в центральной части Мексиканского залива. Инициатива была разработана примерно для 28 млн баррелей нефти, которые были проданы из резервов в 1996 и 1997 гг. преимущественно для покрытия бюджетного дефицита.
Нефть, получаемая по системе роялти, причитается американскому правительству от операторов, которые работают на взятых в аренду месторождениях внешнего континентального шельфа, находящихся в собственности федерального правительства. Служба управления минеральными ресурсами США ответственна за сбор роялти. Традиционно эта служба собирала роялти с федеральных месторождений нефти и газа, сданных в аренду, в виде денежных средств, однако в 1998 г. она начала проверять эффективность сбора роялти в виде продукции или другими словами получать сырую нефть. Этот механизм был принят для начала повторного заполнения СНЗ.
В мае 2001 г. администрация Буша разработала концепцию национальной энергетической политики. Эта политика предписывала пополнение СНЗ за счет использования программы "роялти в виде продукции", и в ноябре 2001 г. президент Буш объявил о своих намерениях заполнить резервы до их полного объема 700 млн. баррелей.
Несколько раз Департамент энергетики пересматривал график поставок в резервы, откладывая их на несколько месяцев, на год или более. В таких случаях компании, которые должны по контракту поставить нефть федеральному правительству, соглашались увеличить объем поставляемой в резервы нефти в более поздний срок без дополнительных издержек для налогоплательщиков. Это позволяет и сохранить для потребителей на рынке больше нефти в те периоды, когда поставки ограничены.
Места хранения СНЗ
Стратегические нефтяные запасы США хранятся в соляных кавернах, образованных в глубокозалегающих массивных соляных пластах под большей частью побережья Техаса и Луизианы. Каверны более безопасны и более доступны для хранения и стоят в 10 раз меньше, чем наземные ёмкости, и в 20 раз меньше, чем шахты в твердых породах.
Выбор хранилищ на побережье Мексиканского залива был сделан еще и потому, что их положение удобно для соединения коммерческой сети перевозок нефти в США. Нефть из СНЗ может быть поставлена через систему внутренних трубопроводов почти к половине нефтеперерабатывающих заводов Соединенных Штатов или погружена на танкеры или баржи для транспортировки на другие нефтеперерабатывающие заводы.
Вместимость каверн СНЗ варьирует от 6 до 35 млн. баррелей; обычная каверна цилиндрической формы вмещает 10 млн баррелей. Одна пещера для хранения имеет такой размер, что в ней спокойно может поместиться Чикагское здание Sears Tower. Для СНЗ было создано около 50 таких огромных подземных пещер.
Соляные каверны вдоль побережья Мексиканского залива использовались для хранения нефти предприятиями нефтехимической промышленности долгие годы. Когда американское правительство решило создать стратегические нефтяные резервы в середине 70-х гг., оно приобрело ранее созданные соляные каверны для хранения первых 250 млн баррелей сырой нефти. Это был наиболее быстрый способ для начала создания буферного запаса сырой нефти после нефтяных потрясений 70-х гг. Для хранения нефти более 250 млн баррелей Департамент энергетики создал дополнительные каверны.
Соляные каверны создаются в подземных соляных пластах при помощи процесса, который называется "добыча растворением". Процесс включает бурение скважины в соляном пласте, затем прокачку значительных объемов пресной воды, растворяющей соль. При создании пещер для СНЗ растворенная соль удалялась в виде соляного раствора и либо закачивалась в поглощающие скважины, либо, что более распространено, перекачивалась по трубопроводам на несколько миль от берега и сбрасывалась в Мексиканский залив. При тщательном контроле процесса поступления свежей воды можно создать соляные каверны очень точных размеров. На каждый баррель сырой нефти для хранения в соляных кавернах СНЗ было затрачено 7 баррелей воды, чтобы создать емкость для хранения.
Помимо того, что это самый дешёвый способ долгосрочного хранения нефти, использование глубоких соляных каверн - один из наиболее экологически безопасных методов. На глубине от 2000 до 4000 футов соляные стены пещер-хранилищ имеют свойство "самозаживления". Горное давление делает соляные стены твердыми как скальные породы, и в случае развития какой-либо трещины в стенах она почти моментально закрывается.
Дополнительным преимуществом для хранения в глубоких соляных кавернах является естественная разница температур между верхней и нижней частями пещеры (расстояние примерно 2 фута), которая способствует постоянной циркуляции сырой нефти в кавернах, что поддерживает ее постоянное качество.
Тот факт, что нефть всплывает в воде, лежит в основе механизма, используемого для закачивания и выкачивания нефти из пещер СНЗ. Чтобы извлечь сырую нефть, в низ пещеры закачивается пресная вода, которая выталкивает сырую нефть на поверхность. После того как нефть извлечена из каверн СНЗ, ее направляют по трубопроводам на различные терминалы и нефтеперерабатывающие заводы по всей стране.
Северо-восточные запасы топлива коммунально-бытового назначения
Северо-восточные запасы топлива коммунально-бытового назначения - это буферный запас котельного топлива для отопления жилых домов и предприятий на северо-востоке Соединенных Штатов, его объем 2 млн. баррелей. Созданный в 2000 г. запас топлива коммунально-бытового назначения был задуман как буферный запас, который мог бы дополнить поставки промышленного топлива в случае серьезного нарушения поставок топлива коммунально-бытового назначения в этот сильно зависимый от поставок топлива регион.
Из 7,7 млн домашних хозяйств в Соединенных Штатах, которые используют печное топливо для отопления своих домов, 5,3 млн домашних хозяйств, или примерно 69 %, расположены в северо-восточной части страны, что делает этот регион особенно уязвимым при перебоях в поставке печного топлива.
10 июля 2000 г. президент Клинтон издал указ создать запас объёмом 2 млн баррелей топлива коммунально-бытового назначения в качестве составляющей СНЗ на северо-востоке США. В намерения входило создание буферного запаса, достаточного по своим объемам для того, чтобы позволить коммерческим компаниям компенсировать перебои в поставках или регулировать топливо в суровых зимних условиях, однако не такого большого объема, чтобы оттолкнуть поставщиков от естественной реакции увеличения цен в результате роста спроса.
Для северо-восточных потребителей достаточный запас на 10 дней составляет примерно 2 млн. баррелей, именно такой объем могут доставить корабли, перевозящие топливо из Мексиканского залива в Нью-Йоркский порт, за необходимое время.
Немедленно после указа президента от 10 июля 2000 г. Департамент энергетики, действуя через Центр оборонной энергетической поддержки, выпустил требование об обмене сырой нефти из СНЗ на 2 млн. баррелей дистиллятного топлива для формирования запасов и создания хранилищ на северо-востоке.
Обмен с использованием СНЗ сырой нефти был выбран из-за недостаточного финансирования для создания резервов топлива коммунально-бытового назначения.
19 июля 2000 г. Центр оборонной энергетической поддержки выпустил указ для компаний, желающих предоставить резервуары для хранения топлива, топливные запасы, либо и то и другое. 17 августа 2000 г. были предоставлены контракты на создание резервуаров для хранения 2 млн. баррелей в Нью-Хэвене, Коннектикуте, Вудбридже, Нью-Джерси, Нью-Йоркском порту. 29 августа 2000 г. Департамент энергетики объявил о контрактах с компаниями "Equiva Trading Со" и "Morgan Stanley Capital Group" на поставку 2 млн баррелей нефтяного топлива.
К 13 октября 2000 г. все печное топливо было поставлено. В ноябре 2000 г. Конгресс внёс поправки в закон об энергетической политике и сохранении энергетических ресурсов 2000 г., предоставив четкие полномочия по резерву.
К зимнему сезону 2000-2001 гг. северо-восточный запас топлива коммунально-бытового назначения считался уже готовым. Хотя недостатка в поставках печного топлива зимой 2000-2001 гг. не наблюдалось, существование северо-восточного запаса топлива коммуналь- но-бытового назначения явилось надежной опорой для миллионов американцев. Признавая это, пришедшая к власти администрация Джорджа Буша усилила значимость этого резерва. 6 марта 2001 г. министр энергетики официально известил Конгресс о том, что администрация Буша установит этот резерв в качестве постоянной части мер по поддержанию энергетической готовности страны, отделив его от СНЗ.
В мае 2001 г. президент Буш выпустил положения Национальной энергетической политики, где в очередной раз подтвердил этот резерв как средство, призванное помочь обеспечению адекватных поставок печного топлива в случае более холодной, чем обычно, зимы.
6 августа 2001 г. Департамент энергетики заявил о том, что министр энергетики Абрахам одобрил перебазирование 150 тыс. баррелей буферных запасов печного топлива на Motiva Terminal в Providence, Род Айленд. В соответствии с правительственным соглашением с компанией "Equiva Trading Со." запасы в Providence могут быть расширены в будущем до 250 тыс. баррелей.
"Накапливание запасов топлива коммунально-бытового назначения в Providence дает нам третью географическую точку, из которой мы можем поставлять топливо домашним хозяйствам и коммерческим предприятиям в случае недостаточности поставок" - заявил Абрахам. - "Providence имеет особенно выгодное местоположение, поскольку это расширяет наши возможности поставок в район Бостона и дает нам дополнительные возможности погрузки топлива для сухопутных и морских перевозок".
Нефтяные резервы военно-морских сил
Нефтяные резервы ВМС - это нефтяные месторождения, которыми владеет правительство США. Основанные в начале XX в. для обеспечения военно-морских судов США гарантированными источниками топлива, нефтяные резервы ВМС тогда включали три крупных нефтяных месторождения. Сегодня Департамент энергетики осуществляет надзор за одним из месторождений - нефтяным резервом ВМС 3 (Teapot Dome) в Вайоминге. Крупнейшее из первоначальных резервных месторождений - гигантское месторождение Elk Hills в Калифорнии (нефтяной резерв ВМС 1) было продано в 1998 г. Близлежащее месторождение Buena Vista Hills (нефтяной резерв ВМС 2) в настоящее время находится в лизинге у коммерческих компаний, под надзором Министерства внутренних дел.
Большую часть XX в. резервы нефти и нефтяных сланцев ВМС служили в качестве чрезвычайного источника топлива для военных сил США. Эта правительственная собственность нефти и нефтяных сланцев первоначально рассматривалась как способ поставки резервной сырой нефти для обеспечения топливом американских военных судов в случаях непредвиденных перебоев в поставках. Резервы оставались почти полностью невостребованными до 70-х гг., когда Соединённые Штаты стали искать пути для максимального увеличения своих внутренних поставок нефти. В 1976 г. Конгресс принял закон о добыче из нефтяных резервов ВМС, узаконив полное коммерческое развитие резервов. Сырая нефть, природный газ и жидкие нефтепродукты, производимые из резервных месторождений, продавались Министерством энергетики по рыночным ценам. Доходы поступали в Казначейство США.
Один из крупнейших объектов федеральной собственности, месторождение Elk Hills, открытое для добычи в 1976 г., стало крупнейшим по объему производства месторождением нефти и природного газа. В сентябре 1992 г. на месторождении был добыт 1 000 000-й баррель нефти, став только 13 месторождением, достигнувшим такого показателя в истории страны. Под управлением Министерства энергетики месторождение Elk Hills принесло в Казначейство США доходов более 17 млн. дол. США.
В течение 20 лет, когда Министерство энергетики США управляло резервами нефти и нефтяных сланцев ВМС США, эта собственность выполняла ценные функции, будучи не только источником доходов для американского Казначейства, но также моделью для улучшения практики разработки нефтяных месторождений. Однако в 1996 г. Конгресс определил, что эта собственность больше не отвечает интересам национальной обороны, для которых она создавалась в начале XX в., и одобрил шаги для потенциального изъятия инвестиций или приватизации этой собственности. В результате в 1996 г. правительственная доля в месторождении Elk Hills была предложена для продажи. 5 февраля 1998 г. Министерство энергетики завершило его продажу Occidental Petroleum Corporation за 3,65 млрд дол. США, что явилось крупнейшей приватизацией федеральной собственности в Соединенных Штатах.
В последующем Министерство энергетики из резервов нефтяных сланцев ВМС передало два объекта, оба в Колорадо, в Бюро по управлению государственными и общественными землями при Министерстве внутренних дел США. Как и многие другие земли, находящиеся в федеральной собственности, эта собственность будет предложена в аренду для добычи полезных ископаемых, главным образом для производства природного газа и дальнейшей разведки нефти.
В 2000-2001 гг. Министерство также вернуло резерв нефтяных сланцев ВМС 2 в штате Юта северному племени индейцев Юта, что явилось крупнейшей передачей федеральной собственности коренным американцам в последнем столетии.
После продажи месторождения Elk Hills и передачи резервов нефтяных сланцев Министерство энергетики оставило под своим контролем два объекта собственности, относящихся к резерву нефти ВМС, и один центр испытаний технологий.
Заключение
В России не существует аналогов стратегических запасов нефти США, которыми обладают некоторые другие страны (ФРГ, Франция, Япония). Между тем представляется, что Россия в не меньшей степени, чем другие государства, нуждается в защите от разного рода возможных угроз своей энергетической независимости и национальной безопасности, вызываемых как неконтролируемыми стихийными природными процессами, так и продолжающейся активностью международного терроризма. На основании анализа мирового опыта образования и использования СНЗ ясно, что их создание в России является актуальным и необходимым шагом.
Для России, имеющей огромные пространства и характеризующейся на большой части экстремальными природно-климатическими условиями, также полезно и необходимо использование мирового опыта создания запасов топлива коммунально- бытового назначения, что позволило бы существенно ослабить огромные трудности, ежегодно возникающие с «северным завозом».
Важно отметить, что на нынешнем этапе развития в стране имеются необходимые материально-технические ресурсы и природно-геологические условия для решения проблемы в обоих названных направлениях.
There are not available in Russia strategic oil reserves analogous to USA which possess some other countries (Germany, France, Japan).Meanwhile, it seems that Russia to not a lesser extent than other countries is needing to be protected against different types of possible hazards of its energetic independence and national security caused by both non-controlled spontaneous natural processes and continuing activity of international terrorism. Based on analysis of international experience of developing and using of strategic oil reserves it should be apparent that the growth of strategic oil reserves in Russia appears to be actual and essential step.
For Russia having huge areas and characterized for the greater part by extremal natural-climatic conditions it is wise and essential the using of the world's experience of producing fuel reserves for communal-general purposes that makes possible significantly to diminish serious difficulties annually resulting from "northern delivery". It should be particularly emphasized that at present stage of development, the country has the required material and technical resources and certain prerequisites for solving both development trends.