К оглавлению

© В.Ю. Зайченко, 2006

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

В.Ю. Зайченко (ВНИИгеосистем)

Недра и результаты их геологического изучения как объекты гражданских прав представляют особый интерес, так как их использование в рыночных условиях может приносить значительный доход как государству, так и недропользователям. При этом требуется строгое соблюдение правовых норм, предусмотренных российским законодательством, поскольку согласно закону, они являются государственной собственностью, которая предоставляется для пользования потребителям на основании лицензионных соглашений, содержащих определенные условия.

Напомним, что право пользования в юриспруденции определяется как “основанная на законе возможность эксплуатации имущества, извлечение из него полезных свойств и /или получения от него плодов и доходов’’.

Собственник недр - Российская Федерация как юридическое лицо - принял законодательное решение об извлечении доходов предоставления недр во владение и пользование, но отнюдь не распоряжение, когда собственность по праву может переходить другим лицам (ст. 1, 2, абзац второй Федерального закона “О недрах”). В отношении геологической информации о недрах, а также объектов интеллектуальной собственности приняты иные законодательные решения.

В сфере недропользования основными объектами пользования государственной собственностью в соответствии с российским законодательством являются:

недра, представленные участками, блоками и месторождениями;

геологическая информация о недрах, представленная документированной информацией в виде геологических отчетов, карт, разрезов, подсчетных планов, прогнозов, ТЭО и т.д., полученных за счет средств госбюджета;

результаты интеллектуальной деятельности юридических и физических лиц, представленные объектами промышленной интеллектуальной собственности, авторского права и ноу-хау, исключительные права на которые принадлежат Российской Федерации.

Все перечисленные объекты имеют определенные показатели, которые характеризуют их как товар, имеющий спрос на внутреннем и международном рынках. Но это товар особого рода, так как его потребление (покупка и использование) имеет определенные правовые рамки, установленные российским законодательством. Детально эти вопросы рассмотрены в работе [1], где сделан основной вывод о том, что государство, обладая исключительным правом на эти объекты, в основном предоставляет пользователям право пользования ими за определенную плату, хотя по отдельным видам имеются и отступления от этого принципа, разрешенные законом.

В связи с этим особый интерес представляет вопрос - по какой цене на рынке недропользования предлагается право пользования указанными объектами государственной собственности и как она определяется?

Цена - это денежный эквивалент стоимости товара, с которой он находится в обращении. Однако стоимость бывает разной и зависит от целей оценки: рыночная, балансовая, инвестиционная, ликвидационная и др., подходы к определению которых существенно отличаются.

На рынке в основном фигурирует рыночная стоимость “как наиболее вероятная цена, по которой объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, и на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства" [3]. Определение других видов стоимости приведены в Положении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации: “Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности”. Этот документ имеет определяющее значение при выборе видов стоимости объектов оценки, подходов к оценке, т.е. выбору методов оценки, а также проведению самой оценки. Очень важно, что в этом документе приводятся нормативные положения о подходах к самой оценке стоимости объектов, которые универсальны независимо от их вида, а именно:

затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки с учетом его износа;

сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними;

доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

Все три подхода могут быть использованы при оценке права пользования объектами в сфере недропользования с учетом характера объектов, а также соблюдения требований к проведению оценки, изложенных в третьем разделе постановления Правительства РФ, основным из которых является независимость оценщика, предусмотренного законом Российской Федерации об оценочной деятельности.

Следует отметить, что оценщиков, специализирующихся на оценочной деятельности в сфере недропользования и имеющих лицензию на этот вид деятельности в России, практически нет, поэтому в этих условиях приходится сочетать усилия экономических служб предприятий, представляющих товар на рынок недропользования, с усилиями независимых оценщиков, имеющих лицензию, владеющих общими подходами и методами оценки объектов.

Исходя из изложенных основных положений, рассмотрим вопросы определения стоимости права пользования объектами государственной собственности, имеющих наибольшее значение на рынке недропользования.

Недра

Правовые вопросы пользования недрами Российской Федерации в полном объеме изложены в действующем Федеральном законе “О недрах", а механизм оформления права пользования представлен в “Положении о порядке лицензирования пользования недрами”.

Согласно “Положению о порядке лицензирования пользования недрами" могут быть представлены следующие виды прав пользования недрами:

право использования территорий или отдельных участков недр для геологического изучения;

право разведки ранее выявленных на этих территориях месторождений полезных ископаемых;

право добычи полезных ископаемых на разведанных месторождениях;

право добычи полезных ископаемых на разведанных месторождениях и геологическое доизучение отложений в рамках горного отвода.

Основным документом, удостоверяющим право пользования недрами, является лицензия, выдаваемая пользователям недр уполномоченными органами федеральной исполнительной власти на основании закона. Она служит документом, который удостоверяет их право на пользование на определенных условиях объектами недр, являющихся государственной собственностью. Таким образом, по сути, на рынке недропользования осуществляются торговые сделки с правом пользования недрами, что предусмотрено российским законодательством. Но право, как таковое, нематериальная категория и неосязаемое для потребителя, тогда спрашивается - что же является товаром и по какой цене он может предлагаться на рынке?

Согласно действующему Федеральному закону “О недрах”, для пользования могут предоставляться отдельные участки или блоки недр, в пределах которых могут осуществляться работы геологического или эксплуатационного характера, а согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, участки недр являются имуществом, поэтому имущественное право пользования участками недр и является товаром, подлежащим оценке с целью определения “возможности эксплуатации для извлечения из него плодов и доходов".

Но сами участки и объекты недр, как таковые, без информации о них не обладают показателями, которые могли бы быть использованы для экономических расчетов при определении рыночной стоимости имущества. Эти показатели имеются в документированной геологической информации, которая была получена в процессе геологического изучения недр на различных этапах и стадиях геолого-разведочного процесса (геологические отчеты, карты, разрезы, подсчетные планы и т.д.). Поэтому для оценки имущественного права пользования недрами, предлагаемого на рынке недропользования, необходима документированная геологическая информация, которая раскрывает геологическое содержание тех или иных участков недр, объем и качество природных ресурсов и другие показатели, представляющие основу для расчетов. Вместе с тем документированная геологическая информация также служит имуществом и в подавляющем большинстве объектом авторского права, которое по российскому и международному законодательству является интеллектуальной собственностью физических или юридических лиц. В связи с этим оценка права пользования недрами всех видов сводится к его стоимостной оценке путем использования параметров, имеющихся в геологических информационных объектах авторского права, полученных на той или иной стадии изучения участков или блоков недр, выставляемых на торги.

Методика оценки рыночной стоимости информационных геологических объектов авторского права приведена в работе В.Ю. Зайченко (2001). Остановимся на предложениях по методологии стоимостной оценки имущественного права пользования объектами недр различного вида, которые могут быть представлены на торгах недропользования.

1. Оценки стоимости права пользования территориями или отдельными участками недр для геологического изучения. В качестве исходных данных здесь необходимы результаты региональных геологических исследований, полученные для данной территории - геологические карты государственной съемки масштаба 1:1 000 000 и мельче, карты геофизических полей масштаба 1:1 000 000 и мельче, геологические разрезы по геофизическим геотраверсам, карты прогнозных ресурсов полезных ископаемых и другие материалы, позволяющие судить о геологической изученности лицензируемой территории. Стоимостная оценка имущественного права пользования этой территории производится по затратному методу, позволяющему определить затраты на получение геологических материалов в текущих ценах за вычетом износа. Для этого следует установить фактические затраты, связанные с созданием объектов авторских прав, имеющихся на участке недр, подлежащих геологическому изучению, определить начисленную амортизацию на них и скорректировать с учетом индекса цен на дату оценки.

Стоимость права пользования территориями или участками недр для геологического изучения, выставляемого на торги, будет равна разнице скорректированных затрат и начисленной амортизации. К полученной величине могут быть применены повышающие коэффициенты за социально-экономическую значимость будущих геологических открытий на лицензируемой территории, если они могут быть определены на основе материалов о прогнозных ресурсах. Методика их определения приведена в работе В.Ю. Зайченко (2004).

Таким образом может быть рассчитана стартовая цена лицензий на право пользования территориями (участками) для геологического изучения.

Использование затратного метода расчета позволяет определить минимальную сумму дохода, позволяющую покрыть затраты государственных средств, понесенные ранее на региональные исследования лицензируемых территорий, однако в процессе торгов (аукционов) стартовая цена может быть увеличена, что будет только повышать доходность ввода в хозяйственный оборот этого вида государственной собственности.

2. Оценка стоимости права пользования выявленных на территориях месторождений полезных ископаемых для разведки. Для этого необходимо иметь геологические отчеты поисково-оценочных геолого-разведочных работ, содержащих как общие сведения о структурно-тектоническом строении лицензируемых объектов, так и перспективных ресурсах полезных ископаемых, позволяющие осуществлять разработку проекта разведки выявленных месторождений. Эти информационные геологические материалы являются объектами авторского права, содержащие необходимые параметры для определения объемов ожидаемых разведанных запасов минерального сырья на месторождении, поэтому стоимостная оценка имущественного права пользования выявленных месторождений полезных ископаемых для их разведки будет сводиться к оценке их стоимости посредством использования параметров, имеющихся в информационных геологических материалах, представленных в документированном виде и содержащих объемы и качество перспективных запасов минерального сырья.

В данном случае можно использовать метод сравнительного анализа продаж, основанный на принципе изучения функционирующего рынка по продаже аналогичного вида минерального сырья, подлежащего разведке, или доходный метод, основанный на расчете экономических выгод, ожидаемых от добычи полезного ископаемого на разведанном месторождении. Этот метод заключается в определении размера прибыли, ассоциированной с оцениваемыми активами, ставок капитализации (или дисконта), учитывающих степень риска, связанных с доходностью будущей эксплуатации разведанного месторождения и ее сроков.

Доходный метод оценки может быть реализован с помощью капитализации доходов, дисконтирования будущих денежных доходов или определения избыточных прибылей. Методика реализации перечисленных подходов приведена в работе В.Ю.Зайченко (2004).

Выбор методов стоимостной оценки имущественного права пользования выявленных месторождений для разведки на основании параметров, содержащихся в информационно-геологических объектах авторского права, проводится путем определения преимущества каждого из них с помощью анализа, исходя из конъюнктуры рынка на минеральное сырье, объем и качество которого подлежит определению при разведке месторождения.

3. Оценка стоимости права пользования объектами (месторождениями) с целью добычи полезных ископаемых. Для этого необходимо использовать геологические отчеты с подсчетом запасов минерального сырья, утвержденных в ГКЗ России, а также технико-экономические обоснования их эксплуатации. Эти информационно-геологические материалы являются особо ценными объектами авторского права, которые подлежат оценке как объекты интеллектуальной собственности. Методика оценки подобных объектов детально описана в работе [2].

Для определения стоимостной оценки имущественного права пользования объектами с целью добычи полезных ископаемых можно использовать как доходный, так и метод сравнительного анализа продаж. Однако, поскольку цены на минеральное сырье на международном рынке, а также конъюнктура каждого вида хорошо известны, предпочтение следует отдавать доходному методу, который в большей степени будет соответствовать условиям рынка, сложившегося на момент оценки.

При стоимостной оценке права пользования объектами с целью добычи полезных ископаемых очень важен учет социально-экономических факторов значимости использования подобных объектов для общества и государства, а в отдельных случаях и политико-экономических факторов, которые должны учитываться путем применения повышающих коэффициентов к стартовой цене, установленной одним из указанных методов. Перечень таких показателей, а также их рекомендуемое ранжирование, приведены в работах В.Ю.Зайченко (2001, 2004).

4. Оценка права пользования объектами для добычи полезных ископаемых на разведанных месторождениях и геологическое доизучение отложений в рамках горного отвода с целью увеличения разведанных запасов промышленных категорий. Для осуществления стоимостной оценки права пользования подобными объектами кроме перечисленных информационных геологических материалов, необходимых для оценки права добычи минерального сырья, крайне важны информационные материалы, содержащие сведения о литолого-стратиграфическом строении более глубокозалегающих по сравнению с эксплуатируемыми залежами отложений. К ним относятся геофизические отчеты о детальных сейсморазведочных работах масштаба 1:50 000 в пределах территории горного отвода, выполненных по технологии 3D, а также отчеты об исследовании другими геофизическими методами аналогичного масштаба. Эти материалы позволяют определить перспективы открытия залежей полезных ископаемых на более глубоких горизонтах эксплуатируемого месторождения, а также объемы затрат на их разведку и подсчет запасов промышленных категорий.

Для стоимостной оценки права пользования такими объектами недр можно использовать затратный в сочетании с доходным метод, поскольку оценке будут подлежать конкретные виды минерального сырья, уже оцененные в рамках проекта их добычи и сбыта. Ограничиться только доходным методом можно в случае, если исходные параметры позволят произвести оценку новых разведанных запасов минерального сырья промышленных категорий на данном месторождении.

Необходимо отметить, что согласно действующему Федеральному закону “О недрах” “минимальные (стартовые) размеры разовых платежей устанавливаются в размере не менее 10 % величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации” (ст. 40).

Вполне очевидно, что такой подход не может быть использован при оценке стоимости права пользования территориями (участками), предоставляемых для геологического изучения из-за отсутствия на них выявленных месторождений полезных ископаемых, кроме того он не учитывает ряд факторов, влияющих на стоимостную оценку права пользования другими видами объектов недр, которые детально рассмотрены в работе. Это является причиной того, что до настоящего времени нет разработанной и утвержденной в МПР России методики стоимостной оценки прав пользования недрами в условиях рыночной экономики.

Изложенная методология определения стоимости права пользования объектами недр, основанная на стандартах оценки, утвержденных правительством РФ, и документированной геологической информации, содержащей параметры оценки, открывает путь к решению этой задачи.

Таким образом, стоимость имущественного права пользования объектами недр (лицензии) будет равна стартовой цене того или иного вида объектов, выставляемых на торги, рассчитанной по предложенной методике, которая относится к Лразовым платежам за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии” (ст. 39, п. 1 Федерального закона “О недрах”); плюс сбор за участие в аукционе (ст. 39, п. 4) и сбор за выдачу лицензии (ст. 39, п. 5). Все остальные платежи (ст. 39, п. 2) относятся к постоянным платежам.

Что касается платы за геологическую информацию (ст. 39, п. 3), то в случае ее востребованности лицензиатом в полном объеме она может быть предоставлена ему на праве пользования государственной собственностью по договору на определенных условиях за отдельную плату (ст. 41).

В тоже время лицензиат при подготовке рекламных материалов на торги по отдельным видам права пользования недрами использует геологическую информацию бесплатно.

Геологическая информация о недрах

Правовые вопросы пользования геологической информацией о недрах в полном объеме изложены в действующем Федеральном законе “О недрах”, а также в Федеральном законе “Об информации, информатизации, защите информации”. В данной статье использованы только те нормы, которые касаются прав владения, пользования и распоряжения документированной геологической информацией о недрах при ее вводе в хозяйственный оборот в условиях рыночной экономики.

Документированная геологическая информация имеет следующие правовые особенности:

любая информация на материальных носителях согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации является имуществом (ст. 130);

информация, полученная за счет государственных средств, служит государственной собственностью (ст. 27);

геологическая информация о недрах должна предоставляться недропользователям для пользования за определенную плату (ст. 41);

обобщенная геологическая информация - геологические карты, разрезы, планы, отчеты и т.д. - является объектом авторского права, использование которого регулируется нормами Федерального закона “Об авторском праве и смежных правах”.

К сожалению, следует отметить, что не все указанные правовые нормы соблюдаются пользователями недр и представителями органов федеральной исполнительной власти, потому что, во-первых, объекты документированной геологической информации не оцениваются и берутся на бухгалтерский учет как имущество; во-вторых, не выделяются объекты авторского права, обладающие статусом исключительных прав (интеллектуальная собственность), и не устанавливаются их правообладатели; в-третьих, геологическая информация может просто продаваться, а не предоставляться для пользования по договору, что обесценивает геологическую информацию, принадлежащую на правах собственности государству, и не позволяет извлекать должную экономическую выгоду от ее использования в условиях рыночной экономики.

Геологическая информация в качестве исходных данных для стоимостной оценки права пользования объектами недр имеет большое значение не только для сферы недропользования, но и для других областей деятельности общества, что требует самостоятельной стоимостной оценки прав пользования информационно-геологическими объектами авторских прав, используемых для других целей. К ним относятся проектно-изыскательские работы, научно-исследовательские, технологические и другие, исходя из применения результатов которых на оцениваемых объектах и должна производиться стоимостная оценка имущественного права пользования ими на базе “Стандартов оценки”, утвержденных Правительством РФ. В каждом конкретном случае могут использоваться те или иные подходы к экономической оценке, изложенные в нормативном документе, однако не следует забывать, что во всех случаях право пользования геологической информацией как государственной собственностью должно предоставляться на основании действующего законодательства путем заключения договора с указанием условий пользования, одним из основных которых является запрещение передачи получаемой информации третьим лицам.

Результаты интеллектуальной деятельности в сфере недропользования

В сфере недропользования в связи со сложностью природного объекта пользования очень развита творческая деятельность, особенно при осмыслении результатов геологических исследований, а также решении технических и технологических задач. Результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом РФ являются объектами исключительных прав (интеллектуальной собственностью) конкретных юридических или физических лиц (ст. 130). В подавляющем большинстве объекты интеллектуальной собственности создаются за счет государственных средств, в связи с чем они должны рассматриваться как объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие на правах собственности юридическому лицу - Российской Федерации, а в ряде случаев другим юридическим лицам, которые определены российским законодательством.

К объектам интеллектуальной собственности относятся три группы объектов с различным правовым режимом:

1.     промышленной интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и т.д.), права на которые возникают только при выдаче Государством (в лице Патентного ведомства РФ) охранных документов - патентов и свидетельств;

2.     авторского права и смежных прав (произведения науки, техники, литературы и искусства), права на которые возникают в силу их создания, обнародования и использования;

3.     коммерческой тайны - секреты производства (ноу-хау), права на которые возникают в силу их конфиденциальности, т.е. когда содержащаяся в них информация имеет действующую или потенциальную ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к этой информации нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

К ноу-хау обычно относят незапатентованные изобретения и иные результаты интеллектуальной деятельности, не имеющие патентной охраны, новые системы управления, а также производственный, технический, коммерческий, финансовый и иной опыт.

Интеллектуальная собственность является товаром особого рода. Всемирная торговая организация даже приняла специальное соглашение под названием: “Торговые аспекты прав интеллектуальной собственности”, содержащее 73 статьи, регламентирующих правила действий в этой области на международном рынке.

Отличие интеллектуальной собственности от материальных объектов заключается в том, что товар:

нематериален и неосязаем;

им может владеть одновременно несколько лиц;

физически он не изнашивается;

ограничен законом по срокам и территории действия;

имеет автора (авторов), который может быть или не быть владельцем имущественных прав.

Перечисленные особенности интеллектуальной собственности как товара необходимо учитывать при представлении его на рынок.

Следует иметь в виду, что стоимостной оценке подлежат только имущественные права на объекты интеллектуальной собственности, которую и следует производить при их вводе в хозяйственный оборот. Расчет стартовой цены имущественного права пользования этих объектов производится исходя из целей их использования, а также подходов к оценке, изложенных в постановлении правительства РФ “Об утверждении стандартов оценки” [3]. Необходимо отметить, что все три подхода к стоимостной оценке объектов интеллектуальной собственности могут быть использованы с учетом целей оценки. Рыночные аспекты их использования детально рассмотрены в работе В.Ю. Зайченко (2004). Здесь же отметим главное: вопрос распоряжения исключительным правом на объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет государственных средств, пока не получил правового решения для органов федеральной исполнительной власти, являющихся государственными заказчиками. Ввод в хозяйственный оборот объектов, созданных в различных сферах деятельности за счет государственных средств, должен осуществляться в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. По имеющимся сведениям ни для одной из сфер деятельности федеральных министерств пока такой порядок не утвержден. Думается, что в преддверии вступления России во Всемирное торговое общество эти документы будут постепенно разрабатываться и утверждаться, в противном случае наша страна не сможет фигурировать на международном рынке с результатами интеллектуальной деятельности.

Еще один вопрос, связанный с использованием государственной собственности в сфере недропользования как имущества, следует обсудить в связи с вводом в действие Федерального закона “О техническом регулировании": “Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества” (ст. 6, п. 1). В связи с тем, что объекты недр, а также документированная геологическая информация, содержащая их количественные и качественные параметры, являются особо ценным государственным имуществом, имеющим большое социально-экономическое и политическое значение, то оно должно быть надежно защищено. Для выполнения этого законодательного положения необходимо разработать и утвердить в правительстве Российской Федерации Технический регламент, определяющий порядок использования государственного имущества, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, что позволит исключить субъективизм в определении прав пользования этими объектами с учетом их действительной ценности, тем самым обеспечить необходимую охрану государственной собственности при вводе ее в хозяйственный оборот в условиях рыночной экономики.

Литература

1.     Леонтьев Ю.Б. Оценка стоимости интеллектуальной собственности - дело тонкое // Интеллектуальная собственность. - 1999. - № 5.

2.     Никитина Н.К. Разовые платежи при лицензировании объектов недропользования / Н.К. Никитина, О.В. Муравьева // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2003. - N° 5-6.

3.     Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Сайт ВТО, www.wto.org.

Abstract

Based от cost analysis of State ownership objects using in the sphere of subsurface use the author has arrived to the following conclusions.

At present, cost evaluation of the right to use subsurface has no procedure elaborated and approved by the RF Ministry of Natural Resources what results in subjectivity and uncertainty in evaluating subsurface objects provided for use under license agreements.

For cost evaluation of the right to use subsurface areas starting from separate areas and ending with explored fields of natural resources one should use as a basis parameters of licensed objects, the information and geological data of author’s right.

While conducting calculations, approaches and evaluation standards approved by the RF Government Decree No 519 of July 5, 2001 which are obligatory should be used.

Technical Regulation defining the order of its use and protection under market economy conditions should be elaborated and approved by the RF Government for protection of State ownership represented by subsurface areas and information and geological objects.