ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР О РУКОВОДСТВЕ И РУКОВОДИТЕЛЯХ
Руководитель и подчиненный: сотрудничество или единоборство
Деловые бумаги, деловые совещания - все это, конечно, серьезные аспекты деятельности руководителя, и все же по сложности на первом месте, пожалуй, стоят проблемы, возникающие по линии “руководитель - подчиненные”. Ни блестящее владение пером, ни выдающиеся ораторские способности не спасут руководителя от краха, если он не умеет сплотить коллектив своих сотрудников, заставить каждого работать с высокой отдачей.
Работа с кадрами - слабое место многих руководителей, и их трудно в этом винить, потому что уж слишком многообразны возникающие здесь ситуации и слишком малы те знания в области социальной психологии, которыми располагает сегодня специалист, вступая на пост начальника. В поисках верного тона одни руководители впадают в панибратство, другие отгораживаются от подчиненных ледяной стеной высокомерия, стремясь “удержать дистанцию”. Но “дистанционное управление” хорошо, когда вы имеете дело с высокими температурами или вредными средами. Управляя же людьми "с дистанции", вы теряете возможность сделать их своими единомышленниками, а ведь этого не компенсировать никакими системами премирования.
Ну, а как не превратиться в чинушу, не видящего людей за строчками должностных инструкций, и в то же время не позволить подчиненным “сесть себе на голову”?
Вопрос этот, действительно, не простой, найти на него ответ, может быть, помогут материалы этого раздела.
Как быть “хорошим шефом”
Ключ к эффективному руководству - мощная поддержка со стороны сотрудников. Те, кому известно, как этого достичь, делают это без особого труда. Те же, кому это искусство еще неведомо, взирают на “счастливчиков” с удивлением и завистью. Однако сразу же успокоим читателя - талант налаживания хороших отношений с подчиненными не относится к числу врожденных. В нем нет ничего мистического, его легко подвергнуть научному анализу и выработать практические рекомендации.
Быть хорошим шефом - это, прежде всего, иметь хорошие отношения с подчиненными. Они имеют самое трезвое представление о стиле вашего руководства. То, как вы выглядите в их глазах, и объясняет все ваши успехи и неудачи. Подчиненные прекрасно отдают себе отчет, какая разница в работе с плохим и хорошим шефом. При хорошем руководстве становится интересной и их работа, а достигнутые результаты подкрепляют чувство профессиональной гордости. При плохом руководстве подчиненные отбывают оплачиваемую трудовую повинность.
Во взаимоотношениях руководителя и подчиненного можно выделить один момент, от которого во многом зависит общий успех дела. Его иллюстрируют такие, например, заявления: “чем больше свободы я даю своим подчиненным, тем в большей степени могут мобилизовать их возможности”. Или: “чем больше шеф зажимает инициативу своего сотрудника, тем слабее трудовая мотивация и ниже эффективность работы последнего”. Иными словами, разумно определенная степень свободы действия подчиненного - главная предпосылка повышения эффективности его труда, Но где грань между управленческой решительностью и зажимом инициативы? Многие менеджеры, так же как и эксперты по труду, ошибочно ставят знак равенства между автократичными методами, которые весьма часто могут быть полезными, и тиранией, а порою просто садизмом, которые характерны для некоторых руководителей.
Исходя из того, как шефы относятся к своим подчиненным, можно даже классифицировать их по типам, причем вариации тут очень велики. Чтобы получить общее представление, что такое руководитель старого типа и что такое современный шеф, обратимся к таблице, в которой сгруппированы некоторые из важнейших особенностей.
Традиционный шеф |
Современный шеф |
Применяет критику |
Применяет похвалу |
Дает приказы и указания |
Определяет цели |
Рассматривает усилия подчиненных как нечто само собой разумеющееся (“за это вам платят”) |
Хвалит за затраченные усилия и полученные результаты |
Делает упор на выполнение работы (“это должно быть сделано до утра”) |
Делает упор на поощрение (“будет настоящим подвигом, если вам удастся это сделать до утра”). |
Главное для него - подчиненный должен все время быть на своем рабочем месте |
Стимулирует повышение эффективности и качества труда подчиненных |
Манера поведения - сугубо официальная |
Манера поведения - держит себя дружески |
Характеристика, которая дана в таблице традиционному шефу, еще не означает, что он обязательно зажимает и подавляет инициативу подчиненных, что он плох и его надо “списать в архив”. По отношению к некоторым людям и в некоторых ситуациях традиционный стиль руководства оказывается более эффективным, чем современный. Например, молодой руководитель, который не строг с небрежно работающим подчиненным, - плохой шеф. Горькое лекарство критики так же необходимо, как и сладкие пилюли похвалы. Если подчиненный не делает ничего, что заслуживало бы похвалы, то он не исправится, пока ему ясно не укажут на его ошибки и пути их устранения. И конечно, при первом же признаке улучшения его надо похвалить.
Даже самый прогрессивный руководитель обязан наряду с новейшими методами воздействия на подчиненных владеть и традиционными, чтобы иметь возможность гибко маневрировать в зависимости от характера подчиненного и сложившейся ситуации.
Плох (неэффективен) руководитель, который зажимает и подавляет способности и инициативу своих подчиненных. Делать это он может по различным причинам, может быть он черствый человек и не умеет понять потребности коллектива. Может быть, он равнодушен к самой работе или в его характере есть черточки садизма.
Хороший (эффективный) шеф внимателен к людям. Он анализирует ситуации, в которых с ними взаимодействует. Он знает, когда коллектив ожидает от него той или иной линии поведения, решительности или уступчивости.
Секрет эффективного руководства в том, чтобы не ограничивать себя жесткими рамками какого-то одного стиля - традиционного или современного. В конце концов, оба они укладываются в рамки общей теории управления. Например, критика и похвала - две стороны одной медали. Эта “медаль” - обратная связь между шефом и подчиненным, позволяющая последнему узнать оценку своего труда. Такая обратная связь - один из шести важнейших элементов отношений между подчиненными и руководителем, от которых зависит эффективность управления.
Отношения между людьми на работе, как и в частной жизни, должны опираться на взаимность. Единственная разница в том, что шеф обязан относиться с определенным интересом и уважением ко всем без исключения подчиненным. Ни об одном из них ты не смеешь сказать, что он неинтересен.
Но с другой стороны, ты не обязан быть каждому подчиненному другом-приятелем. В конце концов, твое отношение в определенной степени зависит от отношения к тебе. У хорошего шефа отношения с подчиненными не сугубо официальные, но и не чисто приятельские. Это зависит от твоего отношения к людям вообще, и от конкретных личных особенностей и поведения твоих подчиненных. Как сказал один директор, нельзя обходиться с медведем, как с котенком, но и с котенком - как с медведем.
Таковы шесть основных принципов руководства людьми. Они сугубо конкретны и независимо от того, какого стиля руководства вы придерживаетесь - традиционного или современного, помогут вам сделать руководство подчиненными более эффективным.